Боевые искусства на Ближнем Востоке, к сожалению, мало изучены в наше время. Фехтбуков, подобных европейским, было написано в Турции и Персии в один и тот же период времени очень мало. Хотя правильнее сказать, что в наше время мало что известно, ведь нельзя исключать, что какие-то бесценные источники до сих пор пылятся в стамбульских или тегеранских архивах, не только не переведенных на другие языки, но даже не изданных в все...
Однако кое-что есть. Так, например, в нашем распоряжении имеется старая османская "фехткнига" "Имя Силахшор", написанная неким Фирдевси-и Руми, 1499 г. Однако это псевдоним - настоящее имя автора - Шерафеддин Муса ибн Хызыр.
"Силахшор-наме", к сожалению, сейчас имеется только в двойном переводе - сначала на немецкий (исполненный в 1863 году неким фон Шлехт-Вассердом), а потом и на русский. По информативности он несколько уступает более точному и конкретному военному трактату мамлюков "Мунят ал-гузат", созданному чуть раньше, но в "силахшорских именах" много интересного...))
Так, например, в двенадцатой главе «Имен Силахшор», посвященной кавалерийскому бою копьем, говорится следующее:
«Знай, что есть четыре способа ударить копьем. У каждого метода свой ход и своя позиция, например, над рукой чемпиона, если и ваш противник, и вы сражаетесь копьями. Первый [метод] заключается в том, что вы поражаете врага копьем и мунхариф (отворачивается, отворачивается). В бою мунхариф означает, что вы будете сражаться с поднятой правой рукой и вытянутой левой рукой, держа при этом копье, как будто выпускаете стрелу. Но когда вы сражаетесь, смотрите на левую руку врага, держащего копье. Поднимите [ваше копье] достаточно высоко и держите его ровно, чтобы вы могли видеть острие копья врага. Чтобы не ошибиться, концы двух копий требуют промежутка между ними примерно в один пядь (карыш). Но остерегайся того копья, не теряй из виду конец вражеского копья, но играй копьем в руке своей туда-сюда, чтобы обмануть врага, и когда одно копье приблизится к другому на один пядь, то пришпори коня и рассчитавшись, бей врага в грудь, чтобы не ошибиться, и твой враг был повержен, и жизнь его обратилась в прах, и грудь его была пронзена. Второй удар таков, что вы хотите сохранить хватку копья и стойку на лошади снова такими же, как я упоминал. Но разница в том, что левую руку вы держите неподвижно, а правая играет с копьем, так что противник, увидев вашу руку, играющую с копьем во время боя, счел, что вы собираетесь нанести удар, и взял ваше копье с обеими руками, чтобы выключить его. Как только он возьмет копье обеими руками, сундук останется открытым. Тогда так же быстро обеими руками отрубишь свое копье и, крепко стоя на коне в стременах, поразишь врага. [Копье] пройдет сквозь его бок, как ланцет, но [оно] требует особой ловкости."
Все приемы боя копьем, описанные в этом источнике, предполагают удержание его двуручным хватом, без щита. Конкретные положения и захваты копья не приводятся, но все эти приемы сводятся именно к «активному» стилю ведения боя, фехтованию, с обманными приемами, финтами и т.п здесь не употребляется - хотя, например, в мамлюкском "Муньят ал-Гузат" нечто подобное есть. Этот хват там называется Сирийским — «Копье зажимается под мышкой правой руки и, перебрасывая его через шею коня, может быть направлено как вправо, так и влево».
Обратите внимание: Почему нацисты уважали нейтралитет Швейцарии во время Второй мировой войны?.
Остальные хваты по-прежнему двуручные.Выдержки из трактата "Мунят Аль-Гузат" уже публиковались другими блогами, особенно "Историческим оружием", поэтому не буду на нем останавливаться, а вернусь к "именам Силахшор".
Так, например, упоминается очень интересный прием нападения не на всадника, а на лошадь, причем с целью не ранить его, а «сбить с толку» и сбросить обоих — и лошадь, и всадника — на землю:
Третий гребок таков, что его называют «плечевым гребком». При сражении с противником следует взять ближний к вам конец копья в ладонь правой руки, придерживать его снизу, а левую руку положить поверх копья, удерживать его сверху вниз. И ты станешь против врага и прижмешься грудью к копью. И тогда вы должны играть правой рукой на копье. Как только враг приблизится, вы опускаете копье и наводите его под брюхо вражеской лошади, как бы целясь так, чтобы враг думал, что вы целитесь копьем в его лошадь. Так же и в военном деле проделывают такую хитрость, что при приближении неприятеля бросают копье между ног его лошади. Ноги вражеского коня запутываются в копье, всадник падает вместе с конем и погибает. Затем ваш враг делает это снова. Враг стремится нанести ответный удар и отразить ваше копье, но вы прорываете оборону врага и уничтожаете его.
Грубо говоря: вы имитируете бросок копья под брюхо, между ног неприятельскому коню, и как только он попытается ответить на этот удар, наносите обычный, в тело самого всадника. Это классический фехтовальный финт, выполняемый вначале с безопасного расстояния, с резким заходом и основной атакой - после того, как противник будет уведен на "уловку".
«Четвертый удар таков, что это удар предплечья. Его стойка с копьем такова, что вы находитесь в положении мунхариф и ваше копье находится на уровне плеча, как мы упоминали выше, и нет необходимости упоминать об этом снова будет стоять на этом пути.А копье на коне,одна рука будет держать сверху а другая снизу.Поднимите противоположный конец копья так,чтобы оно было обращено к голове врага.Враг увидев что вы поднимаете наконечник копья будет думай, что он целится ему в голову, и что враг поднимет собственное копье, чтобы нанести ответный удар. Когда обнажится подмышка врага, поднявшего копье, быстро ударь его копьем в подмышечную впадину врага и не будь беспечным, чтобы не умереть тебе по неведению и беспечности."
Это тоже немного фехтовальный прием - наметить удар в верхний сектор и резко перевести его в нижний. Кстати, имеется в виду, что противник также держит копье двуручным хватом, повернувшись в пол-оборота к вам - ведь только так его подмышка (вероятно, левая, если он правша) может быть открыта при пытаясь защитить свое лицо острием копья.
В тринадцатой главе трактата дается техника боя против пешего копейщика:
«Если на конную схватку с тобой выйдет сразиться с тобой пеший, а ты на коне, то дерни коня за голову уздечкой и держи короткие поводья встречаются и наоборот, на своем коне вы будете держать острие копья вниз, а древко копья вверх, а именно поднимете его так, чтобы копье [поднялось] к вашей подмышке.После этого бегун, вступивший в бой наиболее вероятно нападение на голову вашего коня.В этот момент вы резко поворачиваете голову коня и целитесь копьем в голову противника.Как только он подойдет настолько близко,что голова этого пешего врага окажется под вашим копьем,пронзаете копьем голову того ногу через корону и убить его. Однако требуется чрезвычайная ловкость, чтобы лакей не ударил вашу лошадь по голове и не ранил вас первым»
Интересен здесь тот факт, что всадника, по-видимому, приглашают встретить пешего копейщика стоя на месте. От мужика подразумевают ударить в голову коня, потому что ему труднее достать всадника (видимо копье пехотинца пока не предназначено. Не щука европейская волчок, во всяком случае).
Нужно успеть и воспользоваться случаем, отвести голову лошади от удара и в тот же момент нанести свой удар. Подобные приемы – оттягивание головы лошади поводьями от возможного нападения – встречаются, кстати, и в европейских источниках. Об этом не так давно было написано в «Дневнике ролевика".
Источник - В.В. Понарядов, "СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЕМА ПРИМЕНЕНИЯ КОПЬЯ В КОННОМ БОЮ (По мусульманским военным трактатам 13-16 вв.)"
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Боевые искусства переднеазиатского Востока, к сожалению, в наше время изучены слабо.