Авиационные виды спорта: вертолетный, самолетный, парашютный и планерный — пользуются большой популярностью среди молодежи. В авиационных клубах ДОСААФ путевку в небо получили тысячи юношей и девушек.
Самолетный спорт связан с развитием авиации, реактивного и спортивного самолетостроения. Он начал развиваться в начале XX в. Его первые рекорды, внесенные в таблицу мировых достижений Международной авиационной федерацией (ФАИ), основанной в 1905 г.: дальность полета — 220 м, скорость— 41,29 км/ч, высота—155 м.
Далеко вперед шагнула с тех пор авиация. Осенним днем 1977 г. серийный самолет Е-266М, которым управлял Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР А. Федотов, достиг невиданной высоты— 37 650 м!
Абсолютный мировой рекорд! На этой машине, созданной в опытном конструкторском бюро имени А. И. Микояна, Федотов установил еще один рекорд: с грузом в 2 т на борту он поднялся на высоту 37 080 м. Замечательных результатов достигла и ученица А. Федотова—заслуженный мастер спорта С. Савицкая.
На серийном самолете Е-133 она развила невиданную скорость—2683 км/ч — более чем в 2 раза выше скорости звука. Но Савицкая не думала останавливаться на достигнутом. Вскоре она поднялась на рекордную высоту в горизонтальном полете — 21 140 м и замкнутый 500-километровый маршрут преодолела со скоростью 2450,4 км/ч.
Всего на счету Савицкой 14 мировых рекордов. Состязания по высшему пилотажу на спортивных самолетах являются самыми популярными среди летчиков-спортсменов. Начало воздушной акробатике было положено летом 1913 г., когда русский летчик П. Нестеров в небе над Киевом выполнил свою знаменитую «мертвую петлю».
Регулярно проводятся мировые и европейские первенства. Советские пилоты не раз выигрывали главный командный приз этих турниров — Кубок П. Н. Нестерова. Больших успехов добились советские авиаторы и в вертолетном спорте—самом молодом виде авиаспорта. Вертолетный спорт — это комплекс упражнений по точности пилотирования на малой высоте в ограниченное время, а также оценка мастерства вертолетовождения.
Вертолетный спорт в нашей стране начал развиваться лишь с 1958 г., когда в Калуге состоялись первые всесоюзные соревнования. Советские летчики установили на винтокрылых машинах более 70 мировых рекордов. На машине Ми-1, созданной в конструкторском бюро М. Л. Миля, советские спортсмены выступали впервые на чемпионате мира 1973 г. в Англии. Наши авиаторы соревновались, в отличие от пилотов из ФРГ, Австрии, Великобритании, США, на вертолетах общего назначения, не предназначенных специально для спортивных соревнований.
Но когда чемпионат закончился, на высшую ступень пьедестала почета поднялись его абсолютные победители— А. Капралов и Л. Чекалов. Они великолепно справились со сложнейшей программой, в которую входили такие, например, упражнения, как полет по замкнутому 100-километровому маршруту.
В полете надо было найти 36 ориентиров, указанных судейской коллегией. В соревнованиях по произвольному комплексу за отведенные 3 мин спортсмен должен в ограниченном пространстве показать все свое мастерство техники пилотирования.
Очень хорошо выполнили А. Капралов и Л. Чекалов упражнение «спасательная операция». Необходимо было с высоты 9 м поставить в центр стола размером I м2 полное ведро воды и не расплескать ее. Прольешь 100 г—получишь штрафные очки. Отклонишься от центра стола, просрочишь время — тоже штраф. После «спасательной операции» Капралов и Чекалов были уже недосягаемы для соперников. Лучшим среди женских экипажей оказался также советский экипаж — Т. Егоркина и Л. Беспалова. В планерный спорт входят соревнования на планерах — безмоторных летательных аппаратах тяжелее воздуха. Восходящие потоки воздуха не дают планеру терять набранную высоту, и он буквально парит в небе, словно птица.
С планеризмом связаны имена многих выдающихся ученых, авиаинженеров, конструкторов, летчиков. Планеризмом увлекались авиационные конструкторы А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, О. К. Антонов. Много внимания уделял планерному спорту и С. П. Королев — выдающийся ученый, конструктор космических кораблей. На планере Королева «Красная звезда» летчик А. В. Степанчонок трижды выполнил петлю П. Н. Нестерова. Его полеты дали начало высшему пилотажу в безмоторной авиации.
Массовое развитие планеризма в СССР относится к 1923 г., когда К. К. Арцеулов и другие энтузиасты приняли участие в состязаниях в Коктебеле (ныне Планерское) в Крыму, испытав в полете самые разнообразные конструкции. В тех соревнованиях выступали С. Н. Анохин и М. К. Раценская, замечательные советские планеристы, заслуженные мастера спорта. В 1935 г. Раценская установила рекорд: ее полет на планере продолжался без посадки 15 ч 39 мин! Этот результат на 4 ч превышал существовавший тогда мировой рекорд. 32 ч пробыл в воздухе на учебном планере ГН-2 Анохин—тоже высшее по тем временам достижение.
Во время Великой Отечественной войны Анохин не раз летал на планерах к партизанам, вывозил раненых солдат. Первый в нашей стране заслуженный летчик-испытагель СССР, Герой Советского Союза С. Н. Анохин и М. К. Раценская за заслуги в развитии планеризма удостоены Большой золотой медали— почетной награды Международной авиационной федерации.
Высоких показателей добилась и О. Клепикова. Уже много лет никому не удается улучшить ее рекорд в дальности полета на одноместном планере — 749,203 км, установленный в 30-х гг. В таблицу всесоюзных достижений внесены и результаты О. Пасечника, показанные в 1978 г. Треугольный маршрут протяженностью 300 км он преодолел со средней скоростью 125 км/ч. Кроме того, в дистанционном полете по треугольнику Пасечник покрыл расстояние 765 км. Парашютный спорт—один из самых популярных авиационных видов спорта, включающий прыжки с парашютом с различных высот и различных типов летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и планеров. В программу чемпионатов мира и СССР входят одиночные прыжки на точность приземления и одиночные прыжки с выполнением комплекса акробатических фигур в свободном падении. Для второго упражнения установлена высота 2000 м. Парашютист, покинув самолет, летит к земле, не раскрывая купола, 30 с. Скорость к десятой секунде полета достигает 180 — 200 км/ч. Чтобы в таких сложных условиях уверенно выполнить упражнение, нужно обладать быстротой реакции, умением четко ориентироваться в пространстве и управлять своими движениями. И конечно, быть ловким, смелым, сильным. Недаром говорят: парашютизм— спорт мужественных и отважных людей.
На соревнованиях выполняются также групповые прыжки на точность приземления, групповые акробатические прыжки с построением в свободном падении заранее намеченных фигур.
Большой интерес всегда вызывает парашютное многоборье — всесторонняя проверка подготовленности спортсмена. Приземлившись, спортсмен демонстрирует мастерство в стрельбе, кроссе, на дорожке бассейна. Без парашютных прыжков не обходится ни один авиационный праздник. Красивое, незабываемое зрелище, когда на голубом фоне неба одновременно вспыхивает множество разноцветных куполов. В нашей стране парашютизм очень популярен. Тысячи юношей и девушек занимаются в авиационно-спортивных клубах ДОСААФ. Первые спортивные прыжки с парашютом были совершены в СССР летом 1930 г. группой военных летчиков во главе с Л. Миновым. С тех пор благодаря своему высокому мастерству, усилиям инженеров и конструкторов, постоянно совершенствующих парашютную технику, наши спортсмены неизменно добиваются высоких результатов. Почти 700 раз они улучшали мировые рекорды, и ныне в таблице мировых достижений Международной авиационной федерации из 28 рекордов мира 25 принадлежат советским парашютистам.
Отлично выступают они и на мировых первенствах. Первыми в истории отечественного спорта абсолютными чемпионами мира стали (1954) В. Селиверстова и И. Федчишин. Абсолютными чемпионами мира (1976) являются Г. Сурабко и В. Закорецкая, единственная женщина, имеющая на своем счету свыше 7000 прыжков.
Самое же большое количество прыжков совершили известные советские парашютисты А. Осипов и Ю. Баранов. Они первыми перешагнули восьмитысячный рубеж. Это значит, что каждый из них пробыл под куполом чуть ли не полтора месяца, «отмерил» в воздухе около 20 тыс. километров, едва ли не половину— в свободном падении. Нашим мастерам принадлежат и другие уникальные достижения, например в прыжках из стратосферы. Москвичка Э. Фомичева, покинув самолет на высоте 15200 м, 14 700 м летела вниз, не раскрывая купола. Этот прыжок выполнялся днем. А вот Н. Пронюш-кина ночью в свободном падении преодолела 14 400 м! Таких результатов не добивался никто в мире.