"Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй" - краткая история M3 Medium Tank

С точки зрения высшего военного командования США, лучший танк — это тот, который несет 10 тонн бомб, не менее 12 «Браунингов» и «Флайтов». Но также неохотно признавалось, что военным нужны более приземленные машины. История американского танкостроения и мучительно зарождающаяся теория применения танков – тема еще одной большой статьи с Facepalm и Anime Girls, которую я уверен когда-нибудь получу, И сейчас я расскажу вам часть этой истории – в середина, начиная с того момента, когда начало Второй Мировой войны послало темному демиургу Минобороны доброй нации два очень четких сигнала.Осколки оторваны. Танк должен быть танком.) средних размеров, б) оснащен 75-мм пушкой. Соответствующие требования сформулировал молодой танковый отряд, созданный генералом Чаффи (его подчиненные очень любили спортивные шутки).

Американская танковая промышленность, которая привлекла внимание испытывающих трудности военных, может предоставить средний танк M2A1, который сейчас находится на вооружении.


Кстати, вот оно. Обратите внимание на милые маленькие окошки по бокам башни и корпуса:


это устройство было передовой разработкой начала 40-х годов и в принципе не представляло собой абсолютно ничего. Помимо простой и надежной подвески и мощного двигателя, танк имел наклонную броню и катаную броню толщиной один дюйм с четвертью (32 мм).) и отличную 37-мм пушку М6, эти показатели указывают не только на самый массовый немецкий танк, но и на 9 Браунингов (на экипаж из 6 человек). Последнее было особенно большим плюсом, так как соответствовало концепции . О «лучших танках» говорилось выше. "Пока мы думаем, время уходит. Смотри, Анненэрбе найдет голубоглазую Шамбалу и переплывет море", - решили на всякий случай седые генералы, приказали одно и другое. Несмотря на выпуск 500 000 этих прекрасных автомобилей, они проспали и сократили заказы на 1,5, или 100 машин в месяц. Забегая вперед, я бы сразу сказал, что у них было сто успешных операций, некоторые из них эмигрировали умирать в страну своих ледяных дедов, но это совсем другая история.

В то время англичанин, прибывший для экстренной покупки танка, был нервным, морщинистым джентльменом, постоянно бормочущим невнятно несколько слов, и на чуткое американское ухо, осмотрев эту машину: Все, что я мог понять, это «Дюнкерк» и «перепутался». Она начала нервно смеяться, кричать и топать ногами. В сложном процессе общения выяснилось, что им нужна не такая машина, а совсем другая, тяжелобронированная и вооруженная до зубов.

Поэтому седовласые генералы снова пришли к отцам танкостроения и сказали, что для дальнейшего расширения притока частных средств (как первых, так и вторых) либо крылья и бомбы, либо танки я объяснил, что мне нужно установить это. 75-мм пушка на М2. И быстро. Скажем это до обеда.

После небольшого мозгового штурма я понял, что с крыльями повозиться точно невозможно, но таранить большую пушку, наверное, можно. Явно не башня. Я не пойду в башню. Конечно, можно увеличить погоны, но это долго и сложно. Секретарь уже принес генералу третью чашку кофе, а промышленность еще не была готова отливать детали для погонов (а клепаные башни никто не хотел). Этот размер. Так что такой танк я сделаю позже. Давайте ждать. И пока мы это делаем, мы можем делать некоторые диковинные вещи.

Основное орудие решили установить прямо на корпусе, справа от направления движения танка. Правда, возникла небольшая проблема. Фактически в стране нет танковых пушек необходимого калибра. Кстати, британцы тоже. Но у россиян оно есть. Но это унизительно.
к счастью, я поскреб дно ствола и нашел вполне приличную 75-мм полевую гаубицу М116.

так:


Грубо говоря, это было установлено на корпусе старой экспериментальной М2 без башни (вернее, экспериментальной машины с маркировкой Т5Е2...

Теперь это выглядит так:


...и наконец позвал генералов посмотреть. Звездно-полосатые кшатрии вынесли свой приговор, раздавив в кулаках кожаные шапки. Это было отстойно, но все было в порядке. Британцы, к этому моменту согретые одеялами и откормленные маминым яблочным пирогом, просто равнодушно замахали руками и добавили в конце, что для начала им нужно 3005 таких вещей. Танк, а не пирог. Данных об экспорте пирогов обнаружено не было.

Так родился средний танк М3.

Прожекторы из ямы в промышленной зоне освещают небо
Производственные и технические характеристики

Последние слова уходящей британской делегации поставили добрую нацию в щекотливое положение. Дело в том, что в огромных развитых странах танки строить было негде. Нет, конечно, там был оружейный склад Рок-Айленда, способный поставлять десятки машин в месяц, и парочка залитых смазкой гаражей, гордо называвшихся Танковыми заводами. Но все это было совершенно несерьезно. Стало ясно, что для нового танка потребуется танковый завод. Чертов гигантский танковый завод. Собственно, это также было ясно указано при планировании выпуска M2A1. Пока создавались средства производства, продукция гнила. Гримаса капитализма.

В ходе дискуссии о будущем танковой отрасли страны столкнулись две точки зрения. По мнению одной стороны, танки имеет смысл производить на предприятиях тяжелой промышленности, таких как судостроение и локомотивостроение. По другой, производство танков рациональнее развивать на базе автомобильной промышленности. Последнее особенно лоббировал Уильям Кнудсон, один из видных членов Консультативного комитета национальной обороны (NDAC).

И, по удивительному совпадению, он является президентом компании Chrysler (смеется.

В итоге был принят компромиссный вариант развития событий. Крайслер принял заказы на дерьмовые танки и построил для этого бизнеса чертовски большой завод, позже известный как «Детройтский танковый завод». Параллельно производством танков будут заниматься компании American Locomotive и Baldwin Locomotive. Кстати, в нем приняли участие еще несколько таких же гаражных мастерских. В результате некоторые заводы выпускали американский танк «Ли», а некоторые заводы использовали британские средства для производства британского танка «Грант.

Сейчас сентябрь 1940 года, пригород Детройта. Территория площадью 40 гектаров заполнена грузовиками и тяжелой техникой, а тонны строительных материалов образуют причудливый лабиринт, в котором развлекаются местные дети. «Здесь будет город-сад?» - спрашивает маленькая девочка с очаровательными кудряшками и платьем в горошек. Черный рабочий молчал и злобно ухмылялся.

Здесь хотелось бы добавить немного информации. Исторически сложилось так, что формирование промышленной политики в разных странах осуществлялось по-разному (вы можете прочитать интересный материал об этом у Доббина). В результате, особенно в США, частные компании часто строят новые заводы в соответствии с правительственными заказами. А крупные машиностроительные компании очень нажились на войне, зачастую беря заказы на несуществующие производственные мощности (а иногда и срывая сроки выполнения этих заказов, да). Я не буду говорить о том, чем это закончилось с точки зрения формирования внешней политики и экономической структуры США, но, пожалуйста, оставьте комментарий, если вам интересно.

Завод был построен за шесть месяцев. Все три завода произведут первые автомобили для испытаний в мае. В июле 1941 года, менее чем через год после закладки первого камня, Детройтский арсенал начал серийное производство среднего танка М3. Между первым ТТЗ и серией прошел год. Это был отличный результат для страны без танковой промышленности. Производство продолжалось с 8 июля 1941 года по 3 августа 1942 года, при этом все усилия были направлены на развитие производства «Шерманов», и только компания Baldwin продолжала производить M3 до декабря, когда с конвейера сошла последняя машина Masu. Кстати, первый прототип «Шермана» — Т6 — был построен 2 сентября 1941 года. Так было практически сразу после того, как М3 пошел в производство. Это прекрасно характеризует переходный характер М3.

К лучшему или к худшему... Я человек с ружьем
Технические характеристики

Так что же это была за машина?

По сути, этот танк представлял собой сильно модифицированный М2А1, позаимствовавший у него подвеску, двигатель и форму корпуса, а также добавив некоторые дополнительные детали.

первоначально эта машина имела клепаный (и частично сварной) корпус сложной формы. Корпус был построен из катаных листов пластичной брони толщиной до 2 дюймов (52 мм) и прикреплен к шпангоуту.

на правом борту корпуса по ходу движения располагался спонсон с установленной на нем 75-мм пушкой. Пехотная гаубица, использованная в вышеописанном «прототипе прототипов», не устроила армию из-за низкой бронепробиваемости, поэтому начались поиски другой достойной артсистемы. И именно здесь на сцену выходит одна из легенд полевой артиллерии и икон Первой мировой войны: знаменитый Canon de 75 образца 1897 года, первое серийное орудие с тормозом отката. У этой пушки, во-первых, достаточно приличная траектория, во-вторых, она производится по лицензии в США, в-третьих, она уже устанавливалась на французский танк «Сен-Шамон".

Кстати, это:

И это в «Сен-Шамоне":

Кстати, экономные немцы тоже любили пушки. Посадили на 5-сантиметровый лафет, прикрутили швейцарский дульный тормоз и распугали зверинец советской тяжелой бронетехники кумулятивными пулями.

Баллистика этой артсистемы была использована при создании танковой пушки (а еще была использована другая для вооружения довольно нелепого истребителя танков M3 GMC под названием М3 (мы уже хвалили систему обозначения американской военной техники, да?)). У этого пистолета был один недостаток. Как видите, это было долго. Это почти 3 метра. В то время была популярна теория, что это фигня, когда основное орудие выступает за габариты танка. Поэтому, как говорит фюрер, пушки были принципиально отвергнуты и удалены. Убедитесь, что он не выступает за пределы ведущих колес. Начальная скорость пули теряется и весьма значительна. Другая теория заговора гласит, что кусты короче, потому что Фациния ненавидит все, что вырубают, а мы ненавидим Фацинию, но я отвлекся.

Эта версия имела тяжелую казенную часть и легкий, короткий (вспомните 6-фунтовый) ствол, что делало орудие разбалансированным и затрудняло прицеливание, а также гироскопический стабилизатор стал бесполезным.(Да, это было) Америка, блин да). Проблема слишком легкого ствола была принципиально решена за счет использования чугунной поршневой насадки на наконечнике.

Как здесь:

(Кстати, это довольно интересная модификация с литым корпусом, которую редко фотографируют; об этом ниже).

Но не всегда вешали свиней, например, не вешали свиней с "субсидиями" (британские танкисты должны пострадать!), были просто танки с короткими стволами. Вот как здесь, под задом отважного австралийца Пахлевана:

но позже, когда ушлые нимийцы стали устанавливать на танки дополнительные 30-мм листы, добрым нациям все равно пришлось наклеивать на корпус полноценную модификацию этой пушки с гордым названием М3 (Опять лол) - Больше, толще, неразрезанный, 2,8 метра вместо прежних 2,1 метра.

Кстати, ходят слухи, что М3 оснащалась какой-то системой продувки ствола. К сожалению подробностей не знаю =(

башня оснащалась стабилизированной 37-мм пушкой М6. Это отличное оружие с хорошими баллистическими свойствами, такое как 45-фунтовка (особенно с хорошими бронебойными снарядами) и 2-фунтовка (особенно с обычными минами и шрапнелью). Опять же, с этим оружием меньше шансов на ситуацию, когда вы скажете: «Нет больше оружия, больше нет, больше нечем сопротивляться".

Внимательные читатели заметят и будут раскритикованы за сходство между Башней Ли и Башней Саранчи/Оленьего гончого, но здесь больше сказать нечего.

На верху башни также была установлена ​​небольшая командирская башенка с браунингами, но браунингов на машине вообще не хватало, к корпусу крепились всего 4 или 2 (те или, вернее, отверстия от нее (как видно на изображение выше), один совмещен с пушкой, а другой, как вы уже знаете. Дакка практически отсутствует. Браунинг — это все, что оставалось глупому англичанину.

Поговорим еще немного об этих двух курсовых пулеметах. Как видите, у них нет никаких средств наведения. Они прочно фиксируются в теле. И у них.. тоже нет зрения. Проблема в том, что такое оружие возникло из существовавшей тогда концепции «подавления огнём рейдированных траншей». Хитрые солдаты с противотанковыми пушками и артиллерией будут рады подавить такой танк, когда услышат свист пуль над головой, но особенно в плане прицеливания, обнаружения наступающего танка. Предполагалось (небезосновательно), что это будет иметь небольшой успех . Люки, гусеницы и пушки всех видов.

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

То же самое можно увидеть и у другого легкого танка М3 (хотя он был на крыле) и раннего Шермана. Интересно, что хорошо оснащенные пулеметы исчезли с американской техники незадолго до того, как гитлеровская пехота обзавелась полноценными переносными противотанковыми средствами. Потом снова вернулись к Т-54, БМП-3 и т.д.

Сама башня была оснащена гидравлическим приводом, обеспечивающим плавное и точное наведение (впоследствии это будет перенесено на «Шерман).

подвеска танка - тилежки. Нафиг сторона. Танк шел очень плавно, почти без продольных колебаний, а при повреждении подвески «тележку смотрели, тележку снимали, а тележку выбрасывали".

Тебе жаль Курта? Хорошо, я тоже. Война это ад.

Позже подвеску оснастили более хитрыми кронштейнами, от тележек до опорных катков. Очень, очень интересно! (немного).

Гусеницы представляют собой гладкие гусеницы из резины и металла. Кстати, основная претензия советской армии к гусеницам заключалась в том, что резина хоть и обеспечивает тихий ход машины, но обладает прекрасным свойством горения, что само по себе печально, а куда размещать оружие, если вдуматься , это полная лажа, прости Яхве. Однако более поздние машины имеют и цельнометаллические гусеницы с грунтозацепами, а также есть М3 с гусеницами М4.

Танк был оборудован огромным количеством иллюминаторов для стрельбы из личного оружия, в том числе в башне, по бортам корпуса и в корме со стеклянными блоками «Дзен» для обзора окрестностей. Это существенно влияет на живучесть автомобиля.

пришло время поговорить об основных моментах машин и американского танкостроения в целом. Это двигатель. Пока весь мир боролся с установкой двигателей для автобусов, тракторов, грузовиков и лодок на танки и мучительно производил Tank Diesel(tm), добрая нация использовала в качестве танка 340-сильный Light Continental Star. Двигатель мощный, надежный и имеет приличный ресурс.. но потребляет дефицитный высокооктановый авиационный бензин, что безумие, а главное форма бака... Это очень невыгодно.

Посмотрите на диаграмму выше (да, там упоминается грант, но суть в этом:

Он высокий, как гарда, и широкий, как лопата, с гигантской звездой в форме бублика и коленчатым валом, проходящим по всей длине автомобиля. Помимо недостатков, у этого есть и менее очевидные преимущества. Во-первых, объемный МТО позволяет разместить там практически любой двигатель. Великобритания установила Giberson Diesel Star на «субсидируемой» основе для увеличения автономной дальности своих танков. Те же американцы в «Крайслере» ввели вариант сдвоенных дизельных двигателей автомобиля и даже имели МУЛЬТИБАНК (см ниже.

Шерманы также унаследовали эту черту. Благодаря габаритам корпуса танк очень просторный и комфортный для экипажа (по результатам проверок советские специалисты предлагали перевозить пожарный расчет вместе с экипажем внутри бронекорпуса в этом бронемикроавтобусе Дид). В конечном итоге такие размеры позволили установить орудие в корпусе. Это очень важный момент. Столь большая машина была создана не желанием иметь машину с различным крупнокалиберным вооружением, а огромными габаритами исходной машины, позволявшими установить туда нужную пушку.

Эта же звезда прикреплена в следующих местах:

Кстати, о комфорте экипажа. Изначально в танке должно было быть целых семь маленьких убийц. В корпусе 4 человека (1 на руле, 1 на стрельбе, 1 на заряжании и 1 на радиостанции каждый), в башне 3 (стрелок, заряжающий, заряжающий) капитан и командир). Однако по наущению англичан радиста выбросили на лютый мороз, а его место наполнили свежим аризонским воздухом. Геометрическую целостность каркаса джаз-бэнда защищала поролоновая подкладка (в Красной войне ее уничижительно называли дармантином), которая часто рвалась из-за горения).

Размеры танка и десанта можно увидеть на следующем фото:

Кстати, башенное орудие поднято на вполне потайной угол (пикрилат), что теоретически могло бы пригодиться для действий в городах и на холмах:

Кстати, об этом фото. Пришло время поговорить о важном. О двери. Не с двигателем сзади (удобство обслуживания этой машины — вопрос весьма дискуссионный), а с широко открытым. THE DOORS перекочевали с М2 на автомобили и оказались очень нужны. Реальность такова, что у этой машины большой экипаж, и в случае возгорания газовой звезды покидать машину по одному через узкий люк – очень плохая идея. Особенно для жителей башни это требует ожидания эвакуации командира и пролезания пулемета через единственный люк, расположенный в маленькой башне. Но все описанные выше персонажи тоже могут быть ранены... Поэтому DOORS - это благо, позволяющее сократить количество жареных федайкинов Алабамы. Однако у них вообще нет бронезащиты. Помните люк механика-водителя на Т-34.

Визуальная схема:

Кстати, есть одна интересная вещь, связанная с ДВЕРЯМИ. Дело в том, что британская армия на основании «грантов» отказалась от командирской башенки и установила на ее место штатный люк, а некоторые двери машин были срезаны «за ненадобностью".

Так, когда австралийцы получили машину без дверей, один из них, уже видевший М3 раньше, начал возмущаться и сказал: «Смотрите, они дают нам не тот танк.

И дверь была отрезана. Вот почему это происходит.

мы нашли счастье
Большие перемены

В процессе производства в машину было внесено множество изменений, частично из-за опыта эксплуатации, частично из-за различий в характеристиках производственной линии. Кроме того, в какой-то момент стало очевидно, что легкий двигатель Continental становится все более перегруженным по объему. Разным версиям машин с разными корпусами и двигателями присваивались разные индексы, но это не обязательно означает, что машина с последующим индексом качественно лучше, чем машина с более ранним индексом. Для удобства мы записали следующую классификацию:

Примечание! Конец этой главы интересен только понкострибетерам, чувствующим запах Вейла! Если нет, переходите к следующей главе!

М3/Ли Мк I. Базовая модификация вышеперечисленного. Было выпущено около 5000 штук.

М3А1/Ли Мк II. Клепка корпусов кораблей была быстрым и технологическим достижением (по сравнению с дуговой сваркой, которая в то время все еще была ноу-хау), а клепаные корпуса также лучше выдерживали повторяющиеся нагрузки. Однако знание противотанковых средств Северной Африки выявило трагическую сторону подобных технических решений. Атака, которая не смогла пробить даже толстую и вязкую броню, привела к смещению и деформации пластин, в результате чего сломались головки болтов и головки затворов. Заклепки были срезаны, все это летало по бронекорпусу, и выглядело так, будто в тюленя подстрелили, но на самом деле даже лучше, так как вторичная полость тюленя как минимум не дает рикошета. В качестве решения проблемы предлагалось отлить почти весь корпус, как это уже сделали французы. К тому времени американская промышленность уже накопила опыт крупных отливок. На этой машине тоже начали пропадать двери, что печально. Литая броня имеет немного более низкое сопротивление брони, но отливка цельного корпуса может ускорить сборку. Однако это не удалось, поскольку отливки посчитали слишком сложными в изготовлении. Всего было собрано менее 300 машин. Один из них — третий на фото выше.

M3A2/Lee Mk.III и M3A3. Машина со сварным корпусом. Первым был тот же Light Continental, ну они все вышли, но выпущено всего несколько десятков. М3А3 оснащался двумя дизельными двигателями, что (помимо того, что он просто был) могло немного улучшить проходимость и дальность полета. Правда, под эти моторы пришлось перепроектировать трансмиссию. В настоящее время каждый двигатель вращает свою гусеницу. Решение оказалось немного длиннее, и для его размещения немного уменьшили объем боевого снаряжения (да, теперь в машине помещается всего 9 худых десантников!), а красивую заднюю дверь я вырезал (за счет двигателя изменение комплектации) и отпилил дверь МТО на крыше на ее месте. Если вы хотите вернуться в прошлое в роли танкиста, ищите эту модификацию. Всего было изготовлено 300 таких милых штучек.

А вот этот маленький ублюдок:

М3А4/Lee Mk IV.A 57, или МУЛЬТИБОНК!!!!111 (по ГОСТу этот термин произносится истерически высоким голосом). Положили в старый добрый клепаный футляр - готовы? - 58 автомобильных моторов, соединенных звездой. Для ясности: это похоже на авиационную промышленность, где каждый блок цилиндров находится на отдельной палке, а не все поршни вращают один вал. 30 цилиндров и 5 валов. Две с половиной тонны. Кстати, это очень типичное решение для Америки военного времени. Будь проклят этот задумчивый немецкий гений... Из-за характерного внешнего вида эта машина получила прозвище "Яйцеед", а как ее называли механики, которым приходилось иметь дело с этим монстром? Не знаю, так ли это, но Я думаю, что это более агрессивно. Такая адская наркомания не могла поместиться даже в бронированный микроавтобус. Мне нужно было удлинить свое тело. Затем вынесите резервуар на улицу. Всего было выпущено 100 автомобилей. Но я обязательно вернусь, и не потому, что МУЛЬТИБАНК плохой...

Для пояснения поставим страховку на шамана с инженером в масштабе:

М3А5. Когда все хотели новых танков: Великобритания, Советский Союз, страны Океании и могучая американская промышленность, они не могли производить литые и сварные корпуса в необходимых количествах. Эта модель имеет все улучшения М3А3, но убран сварной корпус печаль. Шестьсот машин.

Гранта I. Основное отличие этой машины от обычного М3 в том, что британцам не понравилась радиостанция в конце машины, поэтому ее для этих целей перенесли в слегка подросшую башню. Ну а от командирской башенки с пулеметом отказались в пользу обычного человеческого люка. Я также снял противовес. Хоть убей, я не знаю почему.

Грант II. Британская армия M3A5. Башня стандартная американская.

Важно отметить, что Великобритания также получила обычные M3 американской спецификации. Их звали Ли. Это своего рода юмор. Одиссей Грант был генералом северян (он с большим успехом затем стал президентом!), а Роберт Э. Ли — командующим южан. Это как если бы корейцы называли танки, полученные от профсоюзов, "Сичол" и "Деникин". Нет, на самом деле нет. Ну, это не имеет значения.

Всего британская армия получила почти 3000 танков М3. Мяу.

все честно скопировано отсюда https://nemarluk.livejournal.com/3383.html

Война Военная история Военная техника Вторая мировая война Танки Ленд-лиз Товарищ Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: "Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй" - краткая история M3 Medium Tank.