Идею вечного двигателя человек почерпнул из наблюдений за явлениями природы. Восход и заход солнца, смена дня и ночи, чередование приливов и отливов, течение рек и формирование облаков – разве все эти примеры не говорят о существовании некоего неиссякаемого источника энергии? Значит, открыв тайну этого источника, можно создать машину, которая будет работать сама по себе. Машину, которая облагодетельствует человечество…
Многим изобретателям перпетуум мобиле казалось, что они в одном шаге от успеха. Еще одно усилие – и секрет вечного движения будет разгадан!
В это верили не только изобретатели, но и широкие круги общественности.
СОЗДАТЕЛЬ КОЛЕСА
Около 1715 года 35-летний механик из Саксонии Иоганн Эрнст Элиас Бесслер построил чудо-машину, слава о которой прогремела на всю Европу. Вскоре удачливый изобретатель сменил свое имя на более звучное – Орфиреус, под которым и вошел в историю этой навязчивой идеи.
О его прошлом мало знали даже современники. Передавали, что в молодости он готовился стать священником и получил весьма приличное духовное образование, но затем увлекся механикой и переквалифицировался в часовых дел мастера. Позднее, якобы, он загорелся идеей вечного двигателя, создав на пути к великой цели порядка трехсот всевозможных механизмов.
И вот, наконец, упорство талантливого изобретателя-самоучки было достойно вознаграждено! Он построил чудо-колесо, которое не только вращалось само по себе, но и производило при этом полезную работу, поднимая воду на высоту.
Об искателях вечного движения еще с древних времен сложилось представление, как о неких чудаках-энтузиастах, людях, искренне преданных науке, но непрактичных и наивных в житейских вопросах.
Орфиреус сразу же дал понять, что относится к иной категории изобретателей. Он не скрывал, что намеревается получать твердый доход со своего детища.
Однако, правители земли Гессен, где жил талантливый умелец, не заинтересовались чудо-колесом. Общий язык Орфиреусу удалось найти лишь с ландграфом Гессен-Кассельским. Но и тот потребовал ясных и неопровержимых доказательств чистоты изобретения.
Условились, что колесо будет помещено в одну из комнат графского замка Виссенштайн. Дверь закроют на особый запор, а тот опечатают личной печатью ландграфа. Войдут же внутрь только через два месяца. Если в тот момент колесо будет по-прежнему вращаться, то Орфиреус получит достойную награду и поддержку на будущее.
ПАЛОМНИЧЕСТВО СИЯТЕЛЬНЫХ ВЕЛЬМОЖ
Колесо вращалось и через два месяца, причем, с той же скоростью – 25 оборотов в минуту! Триумф был абсолютный.
Орфиреус в одночасье сделался знаменитым, а слух о его диковинной машине распространился повсеместно. Чтобы увидеть собственными глазами «волшебное» колесо, в замок Виссенштайн один за другим потянулись короли и принцы, герцоги и бароны, дипломаты и художники, а также, естественно, ученые мужи.
Что же предстало их взорам?
Колесо Орфиреуса было изготовлено из гладко обструганных сосновых досок и покрыто вощеной оболочкой, скрывавшей секретный механизм. Диаметр колеса составлял 12 футов (порядка 3,6 метра), а толщина – 14 дюймов (примерно 35 сантиметров). Диаметр вала, на котором вращалось колесо, был равен 8-ми дюймам. Вал на обоих концах заканчивался железными топориками. К нему крепился канат, через который движение передавалось на архимедов винт, поднимавший воду в желоб.
Сам Орфиреус всегда находился рядом и охотно давал пояснения, игнорируя, разумеется, неделикатные вопросы, касающиеся сущности изобретения. При этом он не возражал, чтобы посетители делали некоторые замеры и измерения.
Обратите внимание: Что такое квантовая механика?.
Так, некоторые гости ландграфа засекали скорость вращения колеса в различные периоды, и всегда получалось одно и то же значение – 25 оборотов в минуту.Нередко наблюдатели просили Орфиреуса остановить, а затем снова запустить колесо.
Изобретатель осторожно замедлял вращение, воздействуя на железные топорики, после чего легким движением руки сообщал своему детищу новый импульс. Через два-три оборота колесо набирало свою обычную скорость.
Эта способность машины поддерживать скорость постоянной и быстро восстанавливать ее после остановки вала была самым веским аргументом в пользу того, что Орфиреус действительно открыл секрет вечного движения.
Естественно, находилось немало сиятельных особ, просивших изобретателя посвятить их в тайну машины. Механик соглашался и на это, но требовал гонорар в размере 25 тысяч фунтов стерлингов – сумма по тем временам фантастическая.
На ночь колесо запирали в той же комнате, дверь опечатывали.
Известно также, что на все предложения ландграфа перенести колесо в другое помещение, более подходящее для приема высокопоставленных персон, Орфиреус отвечал категорическим отказом.
МАШИНА И РУССКИЙ ЦАРЬ
Между тем, молва о чудесном колесе, докатившаяся и до Санкт-Петербурга, вызвала повышенный интерес Петра Первого.
Царь дал поручение некоторым своим придворным, в частности, будущему дипломату А.И.Остерману и лейб-медику Арескину, собрать достоверные сведения о заморской диковинке.
Известно также, что в январе 1719 года преемник Арескина – лейб-медик Л.Блюментрост послал запрос об изобретении Орфиреуса галльскому профессору Х.Вольфу. Профессор не без витиеватости ответил, что если бы секрет колеса оказался в руках разумных математиков, то из него можно было бы извлечь определенную пользу. Этот ответ еще сильнее укрепил намерение Петра воспользоваться машиной в практических целях.
В 1721 году царь направил за границу И.Шумахера с поручением встретиться с изобретателем и сделать тому конкретное предложение.
Эта встреча состоялась.
Шумахер поставил изобретателя в известность, что российский император склоняется к тому, чтобы приобрести его машину при условии, что та подвергнется предварительному испытанию. Испытание предлагалось провести следующим образом. Два авторитетных ученых, избранных для этой миссии самим императором, прежде принесут присягу, что они никогда и никому не откроют тайну колеса. Затем они осмотрят машину и дадут свое заключение о возможности ее практического применения. В случае благосклонного вывода император готов выплатить изобретателю крупное вознаграждение.
Орфиреус, однако, и слышать не хотел ни о каких испытаниях, заявив будто бы так: «На одной стороне положите 100 тысяч ефимок, а на другой я положу машину!»
Эти неудавшиеся переговоры еще более разожгли интерес Петра.
Зимой 1725 года он планировал совершить поездку в Германию, чтобы лично встретиться с изобретателем и самому осмотреть «самодвижущееся колесо», но резко обострившаяся болезнь и последующая смерть положили предел этим замыслам.
СКАНДАЛ В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ
Однажды ландграф Гессен-Кассельский втайне от Орфиреуса пригласил в свой замок лейденского профессора Гравезанда, чтобы тот осмотрел колесо и составил свое мнение о нем (об изучении внутреннего устройства машины речь не шла).
Голландец самым тщательным образом проделал серию наблюдений за колесом, снял ряд замеров и пришел к выводу, что оно вращается без какого-либо внешнего воздействия. Затем Гравезанд притормозил движение вала. Колесо остановилось. Едва профессор слегка подтолкнул его, как колесо снова принялось вращаться, достигнув скорости 25 оборотов в минуту. Этот эксперимент профессор повторил несколько раз.
О своих впечатлениях ученый голландец написал сэру Исааку Ньютону. То письмо сохранилось и доказывает, что профессор поверил (пускай только отчасти) в реальное воплощение идеи вечного двигателя.
Несмотря на более чем благосклонные итоги этого эксперимента, Орфиреус, узнав, что машину осматривали без его ведома, пришел в неописуемую ярость. Вообще, изобретатель отличался крайне вспыльчивым, взрывным характером.
И вот что он сделал: ворвался в комнату и разнес колесо в щепки, после чего нелицеприятно отозвался о ландграфе, собрал вещи и навсегда покинул замок Виссенштайн.
КРАХ ЧАСОВЩИКА
Вскоре после этого распространился слух, уличающий Орфиреуса в мошенничестве.
Одни говорили, что чудо-колесо на самом деле приводилось в движение спрятанными в нем людьми (размеры колеса допускали это), в том числе самим изобретателем, его женой, братом и служанкой. Будто бы этот секрет выдала именно служанка, с которой Орфиреус взял страшную клятву молчания, и которая стала опасаться за свою жизнь.
Другие утверждали, что Орфиреус – действительно талантливый изобретатель. Но только изобрел он, этот бывший часовщик, не вечный двигатель, а хитроумный часовой механизм, который мог работать без подзавода на протяжении двух месяцев. Этот механизм, будучи искусно спрятан внутри колеса, и приводил его в движение, регулируя скорость вращения.
Наконец, делались намеки на сговор между Орфиреусом и ландграфом. Мол, это не случайность, что машина находилась в одном и том же помещении. Туда, якобы, вел потайной ход, позволявший иметь доступ к машине в любое время, несмотря на опечатанную дверь с запорами. Ландграф ведь тоже выигрывал от демонстрации чудо-машины, обретя славу покровителя знаменитого изобретателя и принимая вельможных особ, от которых следовали ответные приглашения. Но затем, мол, они рассорились, граф, якобы, пригрозил Орфиреусу разоблачением, и тогда тот был вынужден разломать машину – именно на мельчайшие части, чтобы никто не сумел восстановить ее и определить секрет, вернее, отсутствие такового.
Высказывались и другие версии. Но ни одна из них не получила документального подтверждения.
Орфиреус пытался отстоять честь своего имени, искал другого спонсора, но интерес к его детищу в обществе уже иссяк.
Изобретатель умер в бедности и безвестности в 1745 году.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Чудо-машина механика Орфериуса.