Вот мы и накинулись на то, что СССР закупил партию 6-тонных танков «Виккерс» и лицензию на их производство.
Другой страной, купившей лицензию, была Польша, наиболее вероятным противником.
Если сказать, что до закупки иностранной техники в СССР не было самостоятельной танковой промышленности, то это будет неправдой. В Союзе с 1927 года выпускался танк Т-18, вышедший вполне вровень с автомобилями середины 20-х годов.
Но к 1930 году идея устарела и встал вопрос, как жить дальше. Сначала в планах была модернизация Т-18, но в итоге решили искать новые решения за границей.
В 1930 году закупочную комиссию отправили за границу для закупки образцов бронетехники.
В Великобритании наибольший интерес вызвала продукция фирмы Vickers-Armstrong, у которой закупили в том числе 15 Mk.E с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР.
Помните, что у "англичанина" была целая куча недостатков, поэтому о копировании "Виккерса" речи не шло в первую очередь. Планировалось спроектировать новый танк на основе конструкций перспективных танков Т-19 и В-26 (это обозначение получила фирма «Виккерс» в Советском Союзе).
Все изменилось 26 января 1931 г.: «..по данным разведки, имеющимся в штабе, польское правительство закупает 6-тонный танк «Виккерс» и 10-тонный быстроходный танк «Кристи» и усиленно готовится к производству.
..с помощью англо-французской помощи поляки могут изготовить к концу этого года более 300 штук легких 6-тонных английских танков и до 100 шт. Средние танки Кристи. Следующий год они могут удвоить эту цифру.
В связи с этим Совет счел целесообразным рассмотреть вопрос о постановке вышеуказанных баков на вооружение космического корабля и приступить к их производству немедленно в том виде, в каком они есть, - не дожидаясь завершения опытных работ, для того, чтобы в случае необходимости отразить возможную агрессию".
Марширующая колонна польских легких танков Vickers Mark E на параде на полигоне во время довоенных учений
13 февраля 1931 года танк был принят на вооружение Красной Армии как Т-26.
Следует отметить, что с 1933 года танки стали выпускаться в однобашенном варианте.
В ходе производства советским специалистам удалось избавиться от многих недостатков, присущих исходной версии, и в результате был получен танк, превосходивший своих предков по бронезащите, огневой мощи, решивший проблему разрушения катящихся покрышек и сумевший повысить надежность не только двигателя, но и всех агрегатов в целом.
Türkiye была первым и единственным эксплуатантом двухбашенного Т-26 за рубежом. В 1933 году туда было поставлено от 2 до 4 машин.
В 1934 году турецкая армия закупила еще 42 танка, в однобашенном варианте, и всего 64 Т-26 по цене 61-76 тысяч рублей. (разброс цен предположительно обусловлен компоновкой) составлявших основу танкового парка до конца 30-х гг. В советской технике турок подкупила неприхотливость, ремонтопригодность, возможность эксплуатации персоналом с низким уровнем подготовки, к тому же эта техника ничуть не уступала зарубежным образцам.
Турецкий Т-26 с одной башней.
С началом Гражданской войны Т-26 поступили в Армию Испанской Республики. Испанская война была первым военным конфликтом со времен Первой мировой войны, в котором обе стороны использовали танки в значительном количестве. Советский автомобиль стал самым массовым из всех поставленных в Испанию.
Обратите внимание: Фермер находит пещеру Ледникового периода возрастом более 11 000 лет спрятанную под его полем.
Всего поставлено: 106 ед в 1936 г., 150 ед в 1937 г., 25 ед в 1938 г..Вступив в бой впервые 29 октября 1936 г у Сесеньи, недалеко от Толедо, в 30 км южнее Мадрида, советские машины действовали на протяжении всей войны. Потом Т-26, доставшиеся франкистам в качестве трофеев, прослужили до 50-х годов.
Танки Т-26 в Испании, 1949 год.
Еще одним эксплуатантом Т-26 был гоминьдановский Китай. Туда было доставлено 82 танка. В 1938 году все поставленные танки вместе с остатками довоенной бронетехники вошли в состав 200-й механизированной дивизии, впервые сформированной в Поднебесной.
В июле 1938 года из состава дивизии была выделена танковая группа из десяти Т-26, а также рота 6-тонных «Виккерсов» и рота итальянских танкеток, которые были отправлены на фронт в район Кайфэн-фу, где внесли значительный вклад в остановку японских войск. В дальнейшем танки принимали участие в боях за Бирму, принимали участие в гражданской войне с обеих сторон. Удивительно, но при большом количестве техники американского производства у националистов и японской у коммунистов их противники до конца сохраняли Т-26 в рабочем состоянии.
Чан Кай-ши даже эвакуировал своих на Тайвань, где они благополучно служили до конца 50-х годов.
Танковая часть гоминьдановской армии во время эвакуации на Тайвань, Шанхай, май 1949 г..
Вот одна из таких галош, которая вышла интересной, но не совсем законченной конструкции. Кстати, поляки тоже довели свои мысли до Виккерса, и тоже получили машину, превосходящую своего прародителя. Просто выпустили его очень маленькой партией в 132 штуки, при этом по количеству выпущенных Т-26 он был не только самым массовым танком перед войной, но и составлял основу бронетанковой мощи как минимум 4-х стран в 30-е годы.
Как обычно, для читабельности статья вырезана, в основном за счет картинок и видео. Если вам интересно, часть 1 здесь, а вторая здесь .
Дорогой читатель!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк.
Если у вас есть комментарий, напишите комментарий
Если вы можете узнать из него что-то новое и не хотите пропустить это в будущем, подпишитесь. Ну не откажусь от пожертвований, если не грех.
[mine]Сделано в СССРРОССИЯИстория России Вторая мировая война 1930-х годовВоенная историяТанкиТ-26Военная техникаФанпост 32Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Экспорт калош сталинского периода Ч.3.