ЭТИКА СПОРТИВНАЯ

ЭТИКА СПОРТИВНАЯЭтика-учение о нравственности, о поведении человека в обществе, наука о взаимоотношениях людей. Нравственные принципы поведения не устанавливаются кем-либо, а вырабатываются в процессе повседневного общения людей между собой, в результате из жизненного опыта. Развитие советской физической культуры и спорта за годы Советской власти привело к созданию этики советского спортсмена.

Спортивная этика изучает особенности спортивной морали, выясняет, как правила общественного поведения реализуются в сфере спортивной деятельности, изучает нравственные взаимоотношения спортсменов, которые проявляются в спортивном поединке и во время подготовки к нему. Спортивная этика включает такие понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и культура поведения.

Как и каждый гражданин нашей страны,  спортсмен имеет моральные обязанности перед обществом. Добросовестным самоотверженным трудом, спортивными достижениями приумножает могущество и авторитет социалистического Отечества. Он патриот своей социалистической Родины, защищает честь ее флага на международных соревнованиях.

Ярко проявился патриотизм советских спортсменов в годы Великой Отечественной войны.

В первые дни войны на собраниях профессоров, преподавателей и студентов Московского, Ленинградского институтов физической культуры и других физкультурных учебных заведений страны, на собраниях спортивных обществ принимались единогласные решения - «Все на фронт!»

Отважными рейдами в тыл врага прославили себя истребительные батальоны, составленные из спортсменов. Боевые подвиги боксеров Н. Королева, Е. Короткова, Л. Темуряна и Н. Штейна, пловцов Л. Мешкова и Т. Рябцевой, лыжницы Л. Кулаковой, конькобежца А. Канчинского и многих других спортсменов широко известны в нашей стране. Этику по-разному понимают в социалистическом и буржуазном обществе. Разные у нас и в капиталистических странах принципы поведения тренеров и спортсменов, разное отношение к спорту. Вот так, например, говорит о патриотизме спортсмена бывший тренер сборной футбольной команды Голландии Р. Михельс: «Футболист-это наемный рабочий, которому хорошо платят за то, чтобы он хорошо выполнял требуемое. Привязанность к клубу? Да этого просто не существует».

Трагичны судьбы многих чемпионов в капиталистических странах. Победителем IX Олимпийских игр в марафонском беге стал француз Э. Куафи, по национальности алжирец. Завоеванная им медаль была единственной золотой медалью, полученной Францией. В течение месяца после победы Э. Куафи был национальным героем страны, а затем о нем забыли, за цвет кожи уволили с завода, заставили голодать, наносили обиды. За попытку отстоять свое человеческое достоинство, доказать, что несмотря на цвет кожи все люди равны, Э. Куафи был зверски убит фашистскими молодчиками.

Цели спорта, нравственные принципы поведения спортсмена в социалистическом и буржуазном обществе кардинально противоположны. В капиталистических странах спорт стал бизнесом, прибыльным зрелищем. Спортсмена можно купить и продать, можно заставить умышленно проигрывать. Известны случаи, когда после боя на ринге умирали боксеры-профессионалы.

Спорт в социалистическом обществе глубоко гуманен. Он помогает человеку познать свои силы, воспитать в себе упорство, мужество. Социалистическая этика предъявляет и особые требования к поведению спортсменов. Дружба и товарищество-закон в отношениях между советскими спортсменами. Вот один из примеров. В полуфинале первенства Советского Союза по боксу у мастера спорта Горгаслидзе оказалась рассеченной бровь. С большим трудом добился Горгаслидзе разрешения врачей участвовать в финале. Его соперником был сильный темпераментный боксер Ксенофонтов. Обычно Ксенофонтов начинал атаки быстрыми, резкими ударами в корпус и заканчивал их тяжелыми ударами в голову. Но в этом бою Ксенофонтов по-прежнему часто переходил в атаки, но не наносил ударов в голову сопернику.

Зрители недоумевали и только во втором раунде поняли причину «нерешительности» боксера. Стоя аплодировали они благородству спортсмена и, хотя Ксенофонтов бой проиграл, героем дня был он. «Собственными руками отдал победу!?»,- удивлялись буржуазные спортсмены и журналисты, присутствовавшие на соревнованиях. Спортивная этика включает и умение вести себя - признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности, культуры. Советский спортсмен никогда, даже если ему кажется, что судья не прав, не вступает с ним в спор при оценке ситуации, помня, что лишь капитан имеет право обращаться к судье. Законы советского спорта не позволяют отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, прекратить игру раньше времени, даже если спортсмен знает, что все равно проиграл.

После проигрыша особенно важно уметь владеть собой. С достоинством, отдавая должное мастерству соперника, поздравить с победой. Вообще отношение к сопернику - показатель подлинной воспитанности спортсмена. Нужно обладать выдержкой, чтобы не выразить досады от неудовлетворенности партнером, соперником.

Юные спортсмены должны соблюдать правила спортивной этики во время уроков физической культуры, сдачи норм ГТО, спортивных тренировок. По просьбе или требованию догнавшего соперника немедленно уступить лыжню, а обогнав идущего впереди, не замедлять ход, мешая ему идти. На стадионе не разгуливают по первой дорожке, вдоль бровки, так как это может помешать бегущим спортсменам. Юный спортсмен много и настойчиво работает над собой, овладевая знаниями, расширяя свой кругозор, приобретая спортивные умения и навыки, улучшая свои результаты.