Я окончил бакалавриат и заканчиваю магистратуру в Новосибирском Государственном Университете, по специальности "геология". Один из моих наставников преподавал в Кембриджском университете, а также читал лекции во многих странах Европы. Исследуя его опыт, я решил сравнить преподавание в России и в Англии, и понял, что в Англии оно на порядок лучше. Далее я опишу две основные причины, из которых вытекает множество проблем:
1. Отсутствие набора преподавателей на конкурсной основе. Пройти конкурс на преподавание - довольно сложная задача в большинстве стран Европы. В Англии отбор происходит по голосованию других преподавателей, магистров и студентов после прочитывания тестовой лекции. За кого они проголосовали, кто прочел интересней, тот и становится преподавателем. Умение заинтересовать должно быть фундаментальным навыком любого лектора. Заинтересованные студенты легче впитывают материал, ведь им объяснили смысл этого курса, и показали, что это важно и интересно. Донести до студента смысл, объяснить студенту материал, дать ему опыт - это работа преподавателя.
В России же преподаватели подбираются по принципу: чем больше у тебя звание, чем круче степень - тем лучше. А еще желательно, чтоб ты был постарше. Ведь чем старше, тем умнее. Таким образом множество лекторов в университетах мало того, что не умеют - они и не любят преподавать.
Обратите внимание: Технологическая катастрофа в России и возможности ее преодоления.
Им просто предложили, ух умоляли, и они, с печальным вздохом, устраиваются в универ на небольшую зарплату, с сделанным наспех курсом на "небольшую подработку после работы". Стоит ли говорить. Студенты на самом деле это прекрасно понимают, и поэтому вопрос "а зачем мне всё это нужно" встает сам собой, ведь это даже лекторам не надо.2. Отсутствие сменяемости преподавателей. В Британии преподаватель работает несколько лет, после чего вновь должен проходить конкурс. Преподаватели редко читают лекции несколько сроков, на смену их идеям приходят новые идеи с новым поколением. Долго читают лекции, как правило, только настоящие светила науки вроде Стивена Хокинга. Так студенты получают самую актуальную информацию, и таким образом, после выпуска их дипломы не становятся никому не нужными. Наоборот, каждый новый преподаватель делает свой новый курс, подкидывая инновационные и свежие материалы и идеи студентам, которые они могут вскоре реализовать.
В России же "да кому нужен этот диплом" довольно распространенная ситуация. Также в России часто нужен просто факт наличия "корочки". Происходит это потому что, увы, информацию студентам предоставляют совершенно не акутальную, так как преподам, читающим курс из года в год, обычно лень изменять свои курсы. Это действительно тяжело придумывать, что же инновационного в лекции "инновационные методы исследований генома" десятилетней давности. Так же, как и тяжело воспринимать материал про искуственный интеллект по советским учебникам (это не шутка, такое существует!). Так одни и те же лекции и билеты кочуют из года в год, от старшего поколения студентов к младшему.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Главный недостаток преподавания в России.