Граждане Польши в рядах «черного ордена» СС

Во время Второй мировой войны ни одно подразделение нацистских войск СС (Ваффен-СС) не имело статуса «польского». Некоторые авторы, в основном польские, ошибочно использовали этот факт, чтобы заявить: «Поляки не служили в СС». На самом деле это неправда. Поляки, а точнее граждане Речи Посполитой, не были редкостью среди членов «черных организаций». Причем речь идет не только об этнических немцах из Польши, так называемых «фольксдойче).

Расстрел поляков нацистскими оккупантами в 1939 году

Хотя нет никаких сомнений относительно вклада Войска Польского (особенно Народной армии, сражавшейся вместе с Красной Армией) в разгром нацистской Германии и мужества польских борцов-антифашистов, нельзя забывать о многочисленных пособниках и пособниках нацистов в Польше.

Специфические условия нацистской оккупации Польши в 1939-1944 годах с ее жестким разделением поляков и немцев по признаку «проигравших» и «победителей» не создали предпосылок для возникновения коллаборационизма как политического явления в польском контексте (но это не исключает существования весьма широкой группы лиц, сотрудничавших с оккупантами в «шкурных» интересах).
Однако нельзя игнорировать тот факт, что довоенная Польша была многонациональной страной (речь идет не только о многочисленной украинской, белорусской, еврейской и немецкой диаспоре) и что межнациональные отношения в Польше были далеки от идеальных. Помимо поляков, в Речи Посполитой проживают также уникальные славянские этнические группы, такие как силезцы, мазуры, кашубы и гуралы. Наиболее интересны в этом контексте последние два, поскольку они в значительной степени осознают свою национальную культурную и историческую самостоятельность. Именно при их поддержке власти «Третьего рейха» проводили в завоеванной Польше политику «разделяй и властвуй».

Кашубы (самопровозглашённые: Kaszеbi, нем.: Kschuben) — особый западнославянский народ, проживающий в Поморском регионе на северо-западе Польши, потомки древнего славянского племени померанцев.

Кашубы в национальных костюмах держат национальный флаг

Кашубский язык родственен языку лужицких сорбов (крупнейшего славянского меньшинства Германии), а также частично родственен чешскому и словацкому языкам. Более 50% кашубцев — католики, но также имеется большая евангелическая община. По данным Германии, в 1939 году на территории Польши проживало не менее 200 000 кашубов; Официальная польская статистика называет эту цифру в три-четыре раза ниже. Исторически кашубы имели тесные связи с Германией, особенно с ганзейскими городами и ранними тевтонскими рыцарями. Жизнь у моря сделала этих людей прекрасными моряками и рыбаками, поэтому немецкие купцы и моряки охотно нанимали их на борт своих кораблей. Польша, которая до недавнего времени не имела сколько-нибудь значительного флота, могла предложить свободолюбивым кашубам лишь иго их господ.
Сложные ситуации возникали и в довоенной Польше, где власти использовали метод «кнута и пряника» для ассимиляции независимых поморских славян. Варшава делала все возможное, чтобы подавить национальное самосознание кашубов, одновременно поощряя тех, кто «записывался поляками». Несомненно, что она активно полонизировалась, то есть часть местной интеллигенции была «ополячена», особенно те, кто стремился получить государственные должности и военную службу (большую часть польских морских офицеров в 1939 году составляли кашубцы). С другой стороны, культурно-политическая организация «Кашубско-Поморский союз» (Matica Kashubska) активно боролась за сохранение национальной идентичности и гражданских прав кашубского народа и поддерживала тесные связи с диаспорой в Германии и Вольным городом Данцигом. Национальные виды спорта «Сокол» очень популярны среди кашубской молодежи.

В 1930-х годах ученики средних школ в Поморье, Польша, занимались сокольской славянской гимнастикой (?)

Значительное число кашубов считало Германию более благоприятным местом для получения гражданства, чем Польша, и поэтому приветствовало оккупацию 1939 года. Предоставив кашубам статус «граждан Рейха», нацистское руководство ожидало, что они впоследствии «естественно онемечатся», но поначалу не препятствовало культурному и образовательному подъему кашубов. В ответ на это некоторые прогермански настроенные кашубы вступили в различные нацистские политические и трудовые организации, чтобы доказать свою преданность новым хозяевам. Местная молодежь в основном служила в вермахте, особенно в немецком флоте (однако очень высокий уровень «уклонения от призыва» и «отказа от службы» среди них поначалу вызывал недовольство и был подавлен немецким мобилизационным аппаратом, когда Гитлер начал вторжение в Советский Союз). В это же время, уже 2 сентября 1939 года, нацисты создали на территории Померании первый польский «идеологический концентрационный лагерь» — «Штутхоф», куда были брошены тысячи кашубов с полонизированными и/или антифашистскими идеями.

Концентрационный лагерь Штуттгоф, где содержалось множество кашубов после немецкой оккупации Польши

Можно предположить, что с 1939 по 1941 год некоторые молодые люди из Кашубии, придерживавшиеся нацистских взглядов, вступали в ряды СС «обычным образом» – как и любые другие «подданные рейха». Однако первый зарегистрированный призыв кашубских добровольцев в полевые войска «Черного ордена», сражавшиеся на Восточном фронте, датируется сентябрем 1941 года. В то время в Данциге и Померании набирали рекрутов из «арийских этнических групп» для усиления элитной дивизии СС «Мертвая голова» (позднее 3-я танковая дивизия СС «Мертвая голова»), которая понесла тяжелые потери в России в составе группы армий «Север». По данным польского историка С. Мазуркевича, среди кандидатов в СС, прошедших строгий отбор на вербовочном пункте в Данциге, было также «около 50 кашубских юношей, в основном из числа студентов» (Мазуркевич С. Антология народного хозяйства и польской оккупации 1939-1945. Краков, 1999). Учитывая серьезную подготовку молодых пополнений СС на этом этапе войны, они не могли появиться на фронте ранее зимы 1941-42 годов, когда дивизия «Мертвая голова» вела самые напряженные бои на ленинградском направлении в знаменитом Демянском котле. Весьма вероятно, что почти все кашубские «добровольцы» были погребены в российских снегах.

Солдаты дивизии СС «Мертвая голова» на Восточном фронте подвергаются избиению

Однако, по воспоминаниям жителей польской столицы, переживших Варшавское восстание и оборону города во время освобождения польской столицы Красной Армией в сентябре 1944 года, среди 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова», сражавшейся в варшавском пригороде Праги, «были солдаты-кашубцы, говорившие по-польски, но относившиеся к людям ещё более холодно и презрительно, чем немцы» (Остроговская Е. Варшавские дети.

Обратите внимание: Был ли шанс выжить у солдат античной армии, идущих в наступление в первых рядах.

Варшава, 1974). Еще предстоит выяснить, были ли это новобранцы, закаленные годами кровавой и жестокой войны на Восточном фронте в 1941 году, или кашубы, которые позже присоединились к дивизии поодиночке или небольшими группами. Ясно одно: одно из самых элитных подразделений СС имело польское происхождение, по крайней мере в 1941 и 1944 годах.

Варшавские повстанцы захватывают солдат СС

Напротив, другая дивизия СС была сформирована из большого числа кашубских добровольцев незадолго до падения Третьего рейха в отчаянной попытке нацистской Германии задержать мощное наступление Красной Армии на Берлин. В январе 1945 года несколько сотен курсантов, в основном в возрасте 17–19 лет, из Кашубского региона Польского Поморья, проходивших тогда подготовку в лагерях СС на территории Германии, вступили в 32-ю добровольческую гренадерскую дивизию СС «30 января» (32. SS-Freiwilligen-Grenadier-Division "30. Januar»).
Дальнейший путь этой во многом импровизированной силы хорошо известен; Она приняла участие в ожесточенных боях на реке Одер и под Берлином, где была полностью уничтожена как боевая единица Советской Армией. Остатки дивизии предприняли кровавый прорыв на запад, чтобы избежать советского плена, и после стольких зверств, совершенных «Черным орденом» на советской земле, Советы поверили, что солдаты СС понесут заслуженное наказание. Судя по всему, молодые кашубцы разделили позорную судьбу дивизии: большинство из них погибли или пропали без вести в период с февраля по май 1945 года.
После войны Польская народная власть развернула в Поморском воеводстве масштабную кампанию по выявлению лиц, подозреваемых в сотрудничестве с нацистами. Местные энтузиасты и краеведы полагают, что в результате действий Польского агентства внутренних дел тысячи людей (не все из которых были замешаны в коллаборационизме) были заключены в лагеря за колючей проволокой или вынуждены были отправиться в ссылку. Например, почти все кашубские евангелисты считались «приверженцами немецкой веры» и «главными последователями оккупантов» и были вынуждены эмигрировать в Германию.

Советско-польский следственный комитет допрашивает подозреваемого в военных преступлениях в 1945 году.

Однако, к счастью, в Варшаве не решились назвать кашубов «виновной нацией» (по примеру «Большого брата»), поскольку помнили заслуги кашубских моряков в польском флоте, активно действовавших в составе британского Королевского флота, страдания узников концлагеря «Штутхоф», да и вообще большинство кашубов относилось к нацизму так, как это делают нормальные люди — с неприязнью. Польские историки подсчитали, что в период с 1939 по 1945 год от рук нацистов в Померании погибло около 12 000 кашубов.

Польский эсминец «Блацкий», на котором служило много кашубских моряков, служил в Северной Атлантике в составе Королевского флота

Горалы — славянский народ, проживавший в горных районах Бескидов, Подгалья и Силезии на юге Польши. Кроме того, большие популяции горалов обитают в Словакии и Чехии. Горардский язык делится на малопольский и верхнесилезский диалекты, которые наиболее близки словацкому. Гуралы в основном католики (есть также евангелисты) и этнически наиболее близки к словакам (с некоторым валашским влиянием), но они предпочитают подчеркивать свою независимость. Как типичные жители гор, они вспыльчивы и становятся прекрасными солдатами, а своей любовью к свободе и приверженностью традициям очень похожи на кашубов Померании. Накануне Второй мировой войны различные источники оценивали их численность от нескольких сотен тысяч до двух миллионов. Официальное отношение Варшавы к этому меньшинству было примерно таким же, как и к кашубам. Однако в данном случае противодействие, с которым столкнулись полонизаторы в Варшаве, исходило в первую очередь не от меньшинства гуральских интеллектуалов (большинство гуралов были обычными крестьянами), а от сплоченности сельских общин, верных древним заповедям.

Гурали в традиционном костюме в начале 20 века

С началом немецкой оккупации нацисты предоставили горалам ряд преимущественных политических и культурных прав по сравнению с поляками. Нацисты сделали это для того, чтобы заручиться поддержкой другого противника концепции «Польши от моря до моря» и продемонстрировать поддержку своему новому союзнику — Словакии, которой семья Голар всегда восхищалась.

Польские горные стрелки перед войной, обращают внимание на свои головные уборы - горские шапки

Возможно, принимались во внимание и чисто практические соображения: эти храбрые горцы становятся отличными горными егерями (горская шапка даже является головным убором польских горных стрелков), но главная проблема здесь — языковой барьер. В отличие от кашубов, которые в большинстве своем свободно говорили по-немецки и легко вливались в немецкие взводы и роты, неграмотные крестьяне Бескидов и Подгалья предпочитали служить в словацкой армии, которая отдавала приказы на понятном им языке. Немцам пришлось формировать чисто гуральские подразделения, даже под командованием славяноязычных офицеров. Пока Третий Рейх функционировал успешно, немцы испытывали двойное презрение к «низшим славянам» — и к немцам, и к нацистам — и поэтому старались не браться за столь трудоемкие проекты.

Они пошли по стопам словацкой армии, которая была союзницей нацистской Германии до 1944 года, а затем подняла ожесточенное антифашистское восстание. Возможно, среди этих рядов есть солдаты Гурала

Небольшая группа гуралов, симпатизировавших нацистам и знавших немецкий язык, добровольно вступила в вооруженные силы оккупантов, особенно в СС. Например, когда 4-я полицейская гренадерская дивизия СС (4. Polizei-Panzer-Grenadier-Division) весной 1943 года выполняла оккупационные миссии на юге Польши и в Протекторате Богемии и Моравии, в состав ее подразделений, действовавших в горах, входили горцы, которые использовались в качестве проводников и впервые получили официальный статус «польских добровольцев СС» (SS-Polnische-Freiwillingen). По жестокой иронии судьбы, которая намеренно унижала коллаборационистов, в «Третьем рейхе» гуралы считались самостоятельной нацией, но в частях СС их считали «поляками» (позже названными «словаками»). Когда летом 1943 года дивизия была переброшена в Югославию для борьбы с партизанами, горные проводники были переданы в ведение полиции.
Ещё в октябре 1944 года (после подавления Словацкого национального восстания нацистами) группа горалов участвовала в формировании одной из самых «многонациональных» дивизий СС — 31-й добровольческой гренадерской дивизии (31.SS-Freiwilligen-Grenadier-Division, «Bohmen-Mahren») в качестве «словацких добровольцев», то есть личного состава, переведенного из Вооружённых сил Словакии. Как отметил историк дивизии Р. Пенц, в ряды дивизии вступило «большое количество воинственных горцев из Польши», а также венгерские и словацкие «немцы», венгры и словаки, хорваты и чехи, и даже отдельные боснийские мусульмане (Пенц Р. История 31-й добровольческой гренадерской дивизии СС — Великобритания, Helion & Company. 2002). Учитывая, что данные о максимальной численности популяции этого дивизиона весьма отрывочны, можно только догадываться, сколько среди них могло быть горалов. Дивизия вела ожесточённые оборонительные бои с войсками Красной Армии на юге Венгрии и в Силезии и была окончательно разгромлена советскими танковыми войсками в районе деревни Кёниггрец в Протекторате Богемия и Моравия (Чехия) в мае 1945 года. Оставшиеся в живых солдаты и офицеры дивизии в конечном итоге были захвачены Советским Союзом, а все польские солдаты были репатриированы в 1946 году для передачи в руки разведывательных органов Войска Польского.

Примечательно, что для меньшинства гуралов репрессии со стороны польских властей после войны были сравнительно непродолжительными и коснулись в основном евангелических миссионеров, некоторые из которых были вынуждены переехать в Словакию. Видимо, в Варшаве считают, что «черные овчарки» из Бескидов и Подгалья пользуются небольшим спросом.
Аналогичным образом, в отличие от немногих горалов, перешедших на сторону врага, десятки тысяч их собратьев-гуралов храбро сражались с нацистами в составе польской армии в сентябре 1939 года, а на Западе они сражались вместе с Красной армией, особенно в партизанских отрядах в предгорьях своей родины.

Польские партизаны во время Второй мировой войны

Михаил Кожемякин.

[Моя] Вторая мировая война Военная история Красная армия Великая Отечественная война Польша Польское меньшинство Коллаборационизм Предательство Измена СС Нацизм Военные преступления Месть Фашизм Исторические фотографии Политические партизаны Варшавское восстание Длинный пост 20 века

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Граждане Польши в рядах «черного ордена» СС.