«История не только событие, но и скарб обычаев, обрядов, традиций. Я не знаю каким будет человек через сто лет, но отнимите у него этот скарб обычаев и традиций, и он все забудет, всему разучится и все будет начинать сначала».
В. О. Ключевский
Портрет русского историка В. О. Ключевского (1844-1911)Для начала дам небольшой комментарий, который покажет, как я понимаю высказывание знаменитого русского историка. В. О. Ключевский утверждает, что цель исторической науки не только в том, чтобы освещать события прошлого, искать их причины и последствия, но и в том, чтобы сохранять и передавать весь культурный, народный и цивилизационный опыт, который приобретал за все время своего существования определенный народ и государство. Показав свое понимание этой цитаты, я могу сказать, что полностью поддерживаю мнение В. О. Ключевского, чтобы проиллюстрировать свою позицию приведу несколько аргументов, в основе которых лежат исторические примеры.
Показать функцию истории как хранителя и посредника при передаче опыта прошлых поколений помогут в основном негативные примеры, когда эта функция нарушалась и люди утрачивали достижения прошлого. Так, после падения Западной Римской империи в 476 г. и уже в период ее агонии в середине V в. начинается безудержный процесс разрушения старого античного мира, на смену которому приходит новый мир, варварский. Варварские королевства в большей своей массе не приняли достижения и наработки римского мира, потеряв опыт и историю длинной более чем в тысячу лет.
Обратите внимание: История атомной промышленности СССР. Военные против ученых..
О прошлом в новых королевствах на территории бывших романизированных провинциях вспоминали только последние представители римской интеллигенции, ярким примером члена такой немногочисленной группы является философ и политик нового остготского королевства, расположившегося в Италии, Боэций, произведение которого «Утешение философией» является последним вздохом античной цивилизации в Западной Европе. После V в. культура римской империи, ее технические достижения были практически забыты. Однако с развитием естественных наук и гуманитарного знания, а так же теологии, впитавшей в себя в период высокого средневековья все другие научные дисциплины в том числе и исторические размышления прошлого, происходит рецепция римской культуры: права, философии, эрудиции и т. д. Этот пример должен был проиллюстрировать, что, потеряв завоевания римской цивилизации, ее культурный и технологически опыт, странам Европы пришлось пройти долгий путь до восстановления античного наследия, хотя даже в восстановленном виде оно было неполным.Боэций с монохордом. Фрагмент книжной миниатюры в кембриджской рукописи, около 1150 г.Приведу еще несколько примеров, теперь они будут более положительными, т. к. иллюстрирует работу той самой функции истории, сохранение традиций, обычаев и опыта прошлого. После монгольского нашествия на русские княжества и установления зависимости, которая вошла в историю как монголо-татарское иго. В такой тяжелый период времени раздробленные русские земли, потерявшие огромное количество городов и культурных центров в сражениях с армиями захватчиков, должны были и утратить тот багаж традиций и опыта Древнерусского государства. Но благодаря усилиям дальновидных князей и особенно деятелей церкви культурное пространство и единство русских княжеств было сохранено. В этот раз функцию исторической науки по сохранению прошлого выполнили летописцы, записи которых говорили о славных временах прошлого, о нравах и традициях, которые пронизывали русский мир. Это определенно сыграло свою роль и позволило русскому народу не утратить свою самобытность и даже, вероятно, восстановить свою государственность.
Похожий пример, который иллюстрирует сохранение культурного опыта благодаря истории или прообраза этой науки в других корпусах знаний, это история Китая в период средневековья. Поднебесная пережила и сохранила свой уникальный цивилизационный опыт под властью кочевников: чжурчжэней в XI–XII вв., монголов в XIII – начале XIV и маньчжуров с XVII до XX вв. Почему мы говорим об истории китайского мира, цивилизации, если большую часть средневековья и весь период нового времени, Китай был под управлением династий кочевников? Так позволяет говорить одно обстоятельство – китайская культура, которая сохранялась практически без изменений на протяжении тысячи лет, и которая влияла на всех захватчиков, превращая их из варваров-кочевников в китайских императоров. В данном случае хранителем опыта китайской цивилизации выступило конфуцианство, система взглядов, одной из важных составляющих которой было изучение истории.
Чжан Цзэдуань. «По реке в День поминовения усопших» (XII век)Но и перед тем, как перейти к заключению приведу еще один аргумент в подтверждение точности мнения, которое высказал В. О. Ключевский. Так, после прихода к власти большевиков на территории России были закрыты исторические факультеты и запрещалось преподавать историю в школах и университетах до 1933 г. И. В. Сталин и его правительство понимали, что для поддержания порядка и развития государства необходимо создать новую социалистическую систему ценностей, традиций и опыта, а история отлично подходила для выполнения этой цели, так что здесь мы видим использование потенциала истории как науки, где ее важная функция сохранение и поддержание общей культурной сферы общества поставлена на службу государству, эта инициатива вошла в историю как культурная революция в СССР.
Суммируя все, что было сказано мной выше, можно увидеть, что история не только отвлеченная система знаний, которая направлена в себя, а важная составляющая жизни общества, государства и народа, позволяющая сохранять весь опыт и достижения прошлого, направляя и проектируя цивилизацию на дальнейшее развитие.
#история #исторические факты #цитаты великих людей #наука и образование #общество и люди #обществознание
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: История и культура.