История падения Вавилона

Самый защищенный, на тот момент, город в мире сдался без боя. В пользу подобного развития событий говорит анализ, сохранившихся письменных источников того времени. Вавилон имел невероятно мощные укрепления для его захвата, имеющимися в то время средствами, понадобилась бы долгая осада и кровопролитный штурм. Все это, не говоря уже о массовой резне после взятия города, обязательно осталось бы «в веках», подобно другим «мероприятиям» этого толка. Но ничего похожего мы не наблюдаем.

Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":

Противостояние Мидийского царства и Вавилонии

Вавилон после смерти Навуходоносора

Набонид – последний царь Вавилонии

Война Вавилона с Мидией

Аравийское царство Набонида

Набонид – царь-археолог

Нападение Персии на Вавилонию

Покорение Вавилонии Персией

Завоевательные походы Кира Великого. Стрелки показывают скорее общее направление, чем точный маршрут похода.

Весной 539 г. до н. э. основные силы персидской армии под предводительством царя Кира II вторглись в пределы Вавилонии. В августе того же года у города Опис вавилонские войска потерпели сокрушительное поражение, после чего организованное сопротивление персидскому нашествию практически прекратилось. Овладев Описом, Кир получил возможность переправить свои войска на другой берег Тигра уже с «внутренней» части «Мидийской стены», таким образом обойдя ее. После переправы Кир отправил отряд Угбару, усиленный персидскими воинами, в рейд для захвата Вавилона, до которого было около восьмидесяти километров.

Сам же Кир вместе с большей частью персидского войска направился вдоль «Мидийской стены» к Сиппару, где Набонид безуспешно пытался организовать оборону города. Воины повиновались своему царю столь неохотно, что даже до неопытного в военных делах Набонида дошло – воевать против персов гарнизон Сиппара не собирается, а потому, надо бежать. И царь Вавилонии пустился наутек, чудом разминувшись с войском Кира. 10 октября 539 г. до н.э. Сиппар сдался персидской армии. Набонид же направился в Вавилон, собираясь отсидеться за его мощнейшими укреплениями, ничего другого ему не оставалось. Но удача, видимо, окончательно покинула вавилонского самодержца, доступ в Вавилон уже был перекрыт отрядом Угбару.

Картина называется: «Кир в Вавилоне». Скованая фигура на переднем плане – Набонид или, как вариант, Валтасар

Относительно дальнейшей судьбы Набонида точно известно только то, что он был пленен, но как это произошло и когда закончилась его жизнь, нет однозначного ответа, источники противоречат друг другу. Беросс рассказывает, что несчастный царь «…бежал с некоторыми другими и заперся в Борсиппе. Тем временем Кир занял Вавилон и приказал разрушить внешние стены города, потому что город казался ему очень грозным и трудным для захвата. После этого Кир двинулся на Борсиппу, чтобы организовать осаду Набонида. Но Набонид не дождался окончания осады и сдался, а потому Кир обращался с ним милостиво. Он его выслал из пределов Вавилонии и назначил ему для пребывания Карманию. В этой стране Набонид провел остаток дней своих, и там же он скончался …»

Согласно другой версии, близкой к изложенному в «Вавилонской хронике», Набонид, узнав о добровольной сдаче Вавилона, по своей воле покинул Борсиппу и, вернувшись в столицу, сдался Киру. Еще один вариант судьбы последнего вавилонского царя изложен в «Киропедии» Ксенофонта, здесь Набонида убивают во время захвата Вавилона воины Гобрия (Угбару) и Гадата – высокопоставленного евнуха, мстящего царю за свое оскопление: «… Как только воины Гадата увидели ворота раскрытыми, они ринулись внутрь и, преследуя и избивая врагов, устремившихся обратно во дворец, добрались, таким образом, до царя. Они застали его уже на ногах, с обнаженным акинаком в руках. Воины Гадата и Гобрия тут же покончили с ним. Находившиеся при нем люди также погибли …».

Штурм Вавилона мидийцами и персами. Художник Генри Коллер

Относительно взятия Вавилона среди древних авторов тоже нет единства. Среди современных историков наиболее «жизненной» считается версия, изложенная в «Вавилонской хронике». 12 октября 539 г. до н. э. отряд Угбару прибыл в Вавилон. Недовольные политикой Набонида жители, подстрекаемые жрецами и прочими олигархами, открыли ему ворота. Самый защищенный, на тот момент, город в мире сдался без боя. В пользу подобного развития событий говорит анализ, сохранившихся письменных источников того времени. Вавилон имел невероятно мощные укрепления (Подробнее ЗДЕСЬ: Навуходоносор укрепляет Вавилон), для его захвата, имеющимися в то время средствами, понадобилась бы долгая осада и кровопролитный штурм. Все это, не говоря уже о массовой резне после взятия города, обязательно осталось бы «в веках», подобно другим «мероприятиям» этого толка. Но ничего похожего мы не наблюдаем, более того, археологи также не нашли следов штурма Вавилона. В соответствующих этому времени слоях отсутствуют следы неизбежных пожаров, а остатки строений не носят следов насильственного разрушения.

Остатки древнего Вавилона, наше время.

Тем не менее, Геродот и Ксенофонт рисуют совершенно иную картину падения Вавилона. Согласно «Истории» и «Киропедии», вавилоняне закрывают ворота перед персидским завоевателем и, полагаясь на мощь своих стен посмеиваются над ним: «… запасшись продовольствием на очень много лет, они не обращали никакого внимания на осаду. Между тем Кир оказался в затруднительном положении, так как прошло уже много времени, а дело нисколько не подвигалось вперед. Наконец — другой ли кто подал совет в затруднении или же сам Кир сообразил, как ему поступать, — но сделал он вот что. Он поставил часть своего войска в том месте, где река входит в город, а другую часть — ниже по течению, у ее выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходимым вброд, вступать по этому руслу в город. После этого сам царь с нестроевой частью войск отступил.

По прибытии к упомянутому выше озеру Кир сделал с рекой приблизительно то же самое, что некогда совершила и вавилонская царица. Персидский царь отвел реку с помощью сайта в озеро, которое, собственно, было болотом, а таким образом старое русло сделалось проходимым. После того как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы по старому руслу вошли в Вавилон ... Если бы вавилоняне заранее узнали замысел Кира или вовремя заметили его действия, то, конечно, не только не позволили бы персам проникнуть в город, но … В это время они по случаю праздника плясали и веселились до тех пор, пока слишком хорошо не узнали [свое ужасное положение]. Так-то Вавилон был взят тогда в первый раз ...» Геродот.

Проникновение персов в Вавилон при Кире Великом, по версии Геродота и Ксенофонта

Похожую картину «рисует» нам и Ксенофонт: «… разметив участки вдоль всей стены и оставив лишь у реки место для возведения больших башен, он велел копать огромный ров в обе стороны вдоль стены … Наконец, рвы были выкопаны. Между тем Кир узнал, что в Вавилоне наступает такой праздник, во время которого все горожане целую ночь пьют и гуляют. В эту ночь, как только стемнело, Кир поднял множество людей и с их помощью открыл рвы для речной воды. Лишь только это было сделано, как вода, ночью же, хлынула во рвы, и русло реки в городе стало проходимо для людей.

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

Когда этот участок реки был, таким образом, подготовлен для прохода, Кир передал приказ хилиархам персидской пехоты и конницы построить каждую тысячу в две цепочки и прибыть к нему, а остальным союзникам следовать за ними, сохраняя прежний боевой порядок ...» Ксенофонт.

Пир Валтасара. Художник Тихонов Д.Н.

Геродот, Ксенофонт и «примкнувшая к ним» «Книга пророка Даниила» (входит в состав «Ветхого Завета»), создание текста которой относится историками ко II в. до н. э., дружно утверждают, что вавилоняне были застигнуты врасплох во время праздника и поэтому проворонили вторжение персов. Скорее всего, авторы всех этих текстов, написанных спустя столетия после завоеваний Кира Великого, черпали свое вдохновение в народных сказаниях, сложенных «по мотивам» падения Вавилона. Безусловно, интереснейшей из этих легенд является «Пиршество Валтасара», вошедшее в собрание шедевров мировой литературы: «... Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала ...»

Халдейские мудрецы, призванные встревоженным Валтасаром, не смогли объяснить смысл знамения и тогда, по совету царицы, призвали Даниила «одного из пленных сынов Иудейских». И пообещал царь возвысить и богато наградить его за «расшифровку» надписи. «... отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его ... И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего ... За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам ... В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит...»

Покорение Вавилона Киром Великим

Судьба «исторического» царевича Бэл-шар-уцура, библейского Валтасара, остается неясной и поныне, хотя ее трагический исход не вызывает сомнения. Как-будто сговорившись, «Вавилонская хроника», Геродот и Ксенофонт умалчивают о нем, его жизнь скрыта «в тени» более известных исторических личностей. Некоторое время историки даже отрицали его существование, считая его вымышленным персонажем библейского эпоса. Находка «Цилиндра Набонида» во время раскопок зиккурата Э-лугаль-мальга-сиди, храма бога Сина Эгишширгалем в городе Ур , в тексте котороко был упомянут царевич, заставила скептиков признать его «историческое» существование. Текст гласил: «...Что касается меня, Набонида, царя Вавилонского, то убереги меня от того, чтобы мне не грешить против твоей божественности и благоволи дать мне в подарок долгие дни жизни; что же касается Валтасара, моего старшего сына, моего потомка, то вложи в его сердце почтение к твоей божественности и позволь ему не совершить никакой культовой ошибки и дай ему насытиться жизнью во всей полноте ...».

Персидский царь в Вавилоне

Так вавилонский царевич получил «право на жизнь», но, по иронии судьбы, его смерть тоже оказалась загадкой, ответа на которую мы пока не знаем. Существует несколько предположений относительно того, как погиб Бэл-шар-уцур, но ни одно из них не подтверждено надежными доказательствами. Однако, рассмотреть их все-таки стоит. Есть предположение, что возглавлявший вавилонские войска Валтасар погиб во время битвы при Описе. Если это так, то становится понятным, последовавший вслед за поражением, быстрый развал всей военной системы Вавилонии и сдача олигархами столицы. Бэл-шар-уцур фактически был «военным вождем», с его смертью, особенно если вмести с ним погибли его ближайшие соратники-военачальники, руководство войсками было полностью утрачено. Утрачен, в одночасье, был и контроль над олигархами Вавилонии, которых больше не сдерживали халдейские мечи.

По другой версии Бэл-шар-уцур пытался помешать сдаче Вавилона и погиб в схватке с подручными вавилонских олигархов. Или удерживал до последнего царский дворец и был убит в схватке «гутиями» Угбару. Или, самый жестокий для Валтасара вариант, был схвачен изменниками и выдан персам, после чего казнен по приказу Угбару (или Кира). Вариантов развития событий довольно много, но конец для царевича Бэл-шар-уцура всегда один – смерть.

Царь Кир Великий в Вавилоне

Падение последнего из древних ближневосточных великих царств стало настоящим шоком для современников и породило множество легенд, сказаний и слухов. Их волна, как круги на воде, расходилась по Древнему миру, в свою очередь порождая все новые и новые легенды о падении великого царства и великого города. Со временем история покорения Вавилона Киром превратилась в эпический сюжет, который писатели новых столетий использовали для иллюстрации своих мыслей и идей, не слишком заботясь об «исторической правде». Наиболее точным отражением произошедшего остались скупые строчки «Вавилонской хроники», которые сегодня звучат как «Реквием» погибшему тысячелетия назад Нововавилонскому царству.

«... В месяце ташриту, когда Кураш дал битву армии Аккада в Описе у Тигра люди Аккада отступили. Он учинил людям резню и увез добычу. В 14-й день (10 октября 539 г. до н.э.)Сиппар был захвачен без боя. Набонид бежал. В 16-й день (12 октября)Угбару, наместник страны Гутиум, и армия Кураша вступили в Вавилон без боя. Затем, когда Набонид отступил, он был схвачен в Вавилоне. До конца месяца щитоносные гутии окружали ворота Эсагилы. Не было нарушения [обрядов] в Эсагиле и в (других) храмах, [и] установленные [для обрядов] сроки не были пропущены. В 3-й день месяца арахсамну (29 октября 539 г. до н.э.) Кураш вступил в Вавилон. [Дорога]перед ним была устлана [зелеными ветками]. В городе был установлен мир. Кураш сказал всему Вавилону слова благополучия. Губару, его наместник, назначил областеначальников в Вавилонии ...» Вавилонская хроника.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

"История" Геродот

«Киропедия» Ксенофонт

"Ветхий Завет"

«История древнего Востока» под редакцией В. И. КУЗИЩИНА

«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

Вступление Кира в Вавилон

Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":

Противостояние Мидийского царства и Вавилонии

Вавилон после смерти Навуходоносора

Набонид – последний царь Вавилонии

Война Вавилона с Мидией

Аравийское царство Набонида

Набонид – царь-археолог

Нападение Персии на Вавилонию

Покорение Вавилонии Персией

Еще по теме здесь: История.

Источник: История падения Вавилона.