«Быть Ивану Лепехину студентом, дать ему шпагу и привести его к присяге»—так говорилось в указе от 19 января 1760 г. о приеме в университет. А за десять лет до этого дня отставной солдат привел своего сына Ивана в гимназию при Петербургской Академии наук с просьбой принять в ученики. После долгих хлопот мальчик «худородного» происхождения стал гимназистом.
Так начинался путь в науку знаменитого путешественника — исследователя России академика Ивана Ивановича Лепехина.
В гимназии, где он учился, директором был СП. Крашенинников — исследователь Камчатки, современник великого русского ученого М. В. Ломоносова.
В 1768 г. Лепехина назначили руководителем одного из отрядов большой экспедиции Академии наук. Около полутора лет изучал он Поволжье, исходив пешком, проплыв на лодках, проехав в кибитках по пыльным дорогам сотни километров. Затем экспедиция направилась на Урал, где осматривала рудники и заводы, собирала коллекции растений и животных, исследовала пещеры. Далее Лепехин изучает север европейской части России.Затем его направляют для изучения Белоруссии.
Основываясь на собранных в экспедиции материалах, Лепехин создал труд, обессмертивший его имя в истории русской науки — «Дневные записки путешествия... по разным провинциям Российского государства». Описание содержит сведения не только о природе, но и о хозяйстве, городских и сельских поселениях, промыслах жителей. Большое внимание Лепехин уделяет бережному отношению к природе, разумному использованию ее богатств, необходимости сохранения лесов, говорит о последствиях хищнического их истребления.
Один из учеников Лепехина так отозвался о своем учителе: «Ума был быстрого, в суждениях тверд, в исследованиях точен, в наблюдениях верен».