Как появился единый Бог? Кратко

Эту тему я буду разбирать очень детально и много. Но в данной статье опишу ключевые точки возникновения концепции единого бога постепенным и хронологическим погружением, опираясь на археологические источники и книги по данной тематике. (Возможно для многих какие-то вещи будут непонятны и вводить в состояние шока, в частности это касается глубоко верующих религиозных людей).

Как все возникло

Основа Авраамических религий берет свое начало далеко с корней Шумеро-аккадской мифологии. Но в этой статье я обращу внимание на период времени частично с Ассирии и Вавилонии, допленного иудаизма.

В XII веке до н.э. группа семитов из Египта принесла в Ханаан новое божество по имени Яхве, с которым произошло знакомство и заключение завета в Мидиане, где он был богом песчаной бури.

Бог Яхве (Саваоф) (Иллюстрация из открытых источников)

*Более раннее и малоизвестное имя бога - Иао. Это также первое упоминание имени Яхве, переданного в характерно египетской форме, в греческих источниках упоминаниях.

Существовали и левиты в Ханаане, которые влились в местное племенное объединение Израиль.

Новый бог Яхве вступил в традиционный Ханаанейский пантеон богов Израиля. В течении нескольких веков Яхве слился с образами двух главных богов пантеона - Элем и Ваалом. От Эла взял черты престарелого мудрого патриарха, отца богов и людей, а также его супругу Ашеру. Кстати название Израиля образовано от бога Эла, что в прямом переводе означает "Эл правит", а название столицы Израиля Иерусалима "Основание Шалима" образовано от имени сына Эля и Ашеры.

От Ваала Яхве взял образы победителя морской стихии, творца неба и земли, победителя смерти, бога громовержца и т.п.

Бог Эль (Иллюстрация из открытых источников)Бог Ваал (Иллюстрация из открытых источников)Богиня Ашера (Иллюстрация из открытых источников)

Другие боги пантеона больше стали анонимными со временем, кроме таких богов как Мот и Решеф, что входили в Совет богов, служащих Яхве советниками, посланцами, войнами, судьями и т.д. В текстах Еврейской Библии они частично отождествляются с небесными телами (Воинством небесным) и как божества разных народов.

Особые в иудейском пантеоне зверообразные божества - керувы (херувимы) и сарафы (серафимы).

Керувы и сарафы (Иллюстрация из открытых источников)

Иудаизм принял западносемитский космогонический миф о создании мира Богом грозы после победы над силами морской стихии ( Эпос "Энума Элиш" победа над Тиамат). Этот миф ясно отражен в Псалмах. Также каноническое отражение в жреческом повествовании из 1-й главы Книги Бытия носит следы демифологизации.

Важно! Космология Еврейской Библии и мировоззрение древних ханаанеян представляло мир в виде плоского земного диска, покрытым сверху твердым сводом и со всех сторон окруженный водой. На эту тему ведется много споров. Но суть концепции плоской земли объясняется климатом: облака спускались очень низко, дожди шли чаще, наводнения являлись обыденным циклом, особенно на реках Евфрат и Тигр (кстати, тогда там было четыре реки). Ещё Шумеры задолго до этого периода, и не только они, понимали, что земля имеет шарообразность. Кстати миф о потопе появился напрямую из шумерского эпоса «Эпос о Гильгамеше». Но обо всем этом будет отдельная статья.

Рисунок концепции плоской земли (Иллюстрация из открытых источников)

По письменным и археологическим данным прослеживается то, что культ допленных евреев был подобно культу их соседей и современников, иконическим - то есть представление чего-либо на основе увиденного.

Иудейские боги почитались в образах людей, животных (быка, другими словами - тура), каменных столпов, священных деревьев (культ Ашеры), и т.п. Изображение Яхве и других богов имелись в святилищах и храмах Самарии и Вефиля.

Из библейских текстов можно восстановить мифы у допленных евреев об их происхождении от союзов между людьми и богами, о женитьбе прародителя еврейского народа Иакова-Израиля на дочерях Лунного бога, и о происхождении колена Иудина от союза между праотцом Иудой и богиней Ашерой, которые восходят к ритуалу священного брака. Сыновьями бога (сначала Эла и Ваала, потом Яхве) и богами считались в допленном иудаизме и цари Израильского и Иудейского царств. Уже в послепленную эпоху тексты с подобными воззрениями были переосмысленны в духе мессианизма (" - религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливость, мир, покой на земле. Мессианизм встречается в ряде мировых религий, является характерной чертой авраамических религий"), развившегося у евреев под зороастрийским влиянием.

Важную роль в допленном иудаизме играл обрядовый женский и мужской блуд, где местом занятия был Иерусалимский храм. Блуд являлся обязанностью священнослужительниц богини Ашеры, которые занимались пророчеством и общались с мертвыми, и пророков Яхве. В религиозной иерархии, по наблюдениям Исайи и Михея и других, такие люди имели высокое место. Да и мертвые предки почитались как боги и это также было религиозным культом.

Важным было и жертвоприношение детей в честь Яхве. Это случалось в случае войны или других бедствиях, а также с целью гадания. Их наследием в современном мире являются обряды обрезания и выкупа первенца.

(Иллюстрация из открытых источников)

Подходим ближе к сути. О единстве боге!

Реформы царей Езекии (кон. VIII в. до н.э.) и Иосии (кон. VII в.

Обратите внимание: Краткое сравнение фитнес-браслетов Honor band 4 и Mi Band 4 NFC.

до н.э.) в духе аниконической монолатрии (поклонение единственному богу без использования священных образов) оказывается вымыслом. Многочисленные археологические и письменные источники показывают, что религия Иудейского царства до его завоевания вавилонянами в 586 году до н.э. оставалось традиционным иконическим политеизмом (многобожие по образу и представлению). Если царь и реформировал иудаизм, то это был Навуходоносор. Движение еврейской религии в сторону поклонения в единственного бога началось после катастрофы вавилонского завоевания и закончилась спустя несколько столетий после.

Сначала появился запрет на почитание других богов, кроме Яхве и на почитание священных изображений яхве. При этом само существование других богов не отрицалось. Яхве продолжал представляться человекообразным телесным божеством, которое либо постоянно пребывает на небесах, либо прибывало в Иерусалимском храме до его разрушения и в конечном итоге в него вернется, чтобы пребывать в нем всегда.

Суть еврейской послепленной религии

Евреи должны соблюдать завет, за которое Яхве дает им в пользование землю Израиля и наделяет разными благами (вспоминаем Ветхий Завет). За нарушение закона Яхве карает еврейский народ всевозможными материальными карами и в качестве крайней меры изгоняет его из земли Израиля (с моментом возвращения в случае покаяния). Крайним наказанием для человека является смерть. Загробных наград и воздаяний не предполагалось. Загробный мир являлся местом вечного пребывания теней всех людей, независимо от их поведения при жизни. Воскресение мертвых присутствует только в качестве отдаленных отголосков ваалистской мифологии, либо в поздней Книге пророка Даниила - как отражения зороастрийского влияния.

Моральный монизм религии

*Монизм - сведение к единому началу.

В раннем послепленном иудаизме Яхве рассматривался как внеморальная сила и источник одновременно добра и зла:

«Зиждитель света и творец тьмы, создатель добра и творец зла — я, Яхве, создатель всего этого» (yoṣer ’or uḇore ḥošeḵ «ośe šalom uḇore ra» ’ani yhwh «ośe ḵol-’elle) (Ис. 45, 7) (ср. синодальный «перевод»: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это»); «Не из уст ли Вышнего исходят зло и добро?» (mippi «elyon lo teṣe ha-ra‘ot wə-ha-ṭoḇ) (Плач. 3, 37–38) (ср. синодальный «перевод»: «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?»); «Всё сделал Яхве по своему замыслу — даже злодея на день зла» (kol pa‘al yhwh lamma‘anehu wəgam raša» ləyom ra‘a) (Притч. 16, 4) (ср. синодальный «перевод»: «Всё сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдёт на день бедствия»); «Бывает ли в городе зло, которое сотворил не Яхве?» (im-tihye ra‘a ḇə‘ir w-yhwh lo «aśa) (Ам. 3, 6) (ср. синодальный «перевод»: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?») и др.

Бог Яхве (Саваоф) (Иллюстрация из открытых источников)

В Еврейской Библии отсутствуют такие существа как злые духи и демоны, противостоящие Яхве. Творящие зло существа унаследованы из традиционной ханаанейской религии (ранее упомянутые Мот и Решеф), или другие, представляющие различные беды (Мор, Язва, Голод, Меч и т.д.), являются слугами, посланцами или "Ангелами зла" Яхве, которых он использует для наказания Израиля и других народов.

В эпоху Второго храма иудеи попали под влияние морально дуалистического (состоящее из двух элементов) зороастризма, они стали перетолковывать библейские тексты в его духе, "обнаруживая" там враждебные благому Яхве злых божеств в тех образах, которые изначально были всего лишь его служителями или вообще сторонними понятиями (Сатана, Мастема, Велиал, Люцифер и т.д).

Тенденция к монотеизму постепенно вела к отказу от антропоморфизма (Небольшое упоминание! Серуфимы и херувимы, которые являлись слугами Яхве в виде существ сфинксов, звероморфов и т.п, позднее образы этих существ и их нарративы изменили и переписали), что прослеживается в переводе Септуагинты.

Вывод

Монотеизм (Вера в Единого Бога) - является философской концепцией, разработанной в основном греческими философами классической эпохи. Монотеистическое усвоение традиционной религией происходило посредством осмысления младших Богов пантеона как особой категории существ — «ангелов», природа которых не божественна (ранее младшие Боги назывались «ангелами» лишь в силу исполнения ими обязанностей посланцев или вестников старшего бога). Христианство пережило такое осмысление уже на раннем этапе, в силу своего распространения в греческой среде, а также под влиянием зороастризма. В иудаизм же оно стало проникать лишь с VIII в. н. э. через арамейско-арабское христианско-исламское посредничество. По этой причине, вопреки общепринятому мнению, иудаизм стал монотеистическим не первым, а последним из мировых религий.

(Дополнение. Есть интересное наблюдение, что человек все равно внутренне верит во что-то единое высшее - разум или создателя творца, словно это входит в его программу, независимо от того, знал он что-то о других богах или нет. Но на эти темы я напишу другие статьи. Поверьте, ещё будет много интересного).

Подписывайтесь на канал! Пишите в комментариях, если вы узнали полезное для себя! И буду рад вашим лайкам:)

#история древнего мира #боги #религия и наука #иудаизм #христианство #общество и религия #психология #атеизм #история #археология

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Как появился единый Бог? Кратко.