На протяжении истории царской России уровень образованности населения был невысоким. Только во времена СССР образование стало всеобщим. Теперь, видимо, россияне решили отыграться на уровне высшего образования среди населения. И сегодня мы наблюдаем экстенсивный рост высшего образования. В последние годы уже половина молодёжи России стала иметь дипломы квалифицированных специалистов. Итак, давайте попытаемся выяснить, зачем люди идут в ВУЗы.
Социологические опросы показывают, что ожидания связаны с перспективой получить хорошо оплачиваемую работу, сделать карьеру, стать специалистом, "который везде нужен", но эти ожидания не связаны с конкретной профессией. Заниматься наукой во время обучения в вузе хотят малая часть опрошенных, можно сказать единицы.. При этом люди надеются, что высшее образование сильно повлияет на рост зарплаты, — их ожидания в два раза превышают фактическую отдачу. Высшее образование считается "социальным лифтом" во многих случаях необоснованно. Разумеется, предпочтение отдается тем профессиям, представители которых ничего не создают, а просто "перераспределяют собственность". Очень мало людей проявляют интерес к инженерному (техническому) образованию.
Социологи утверждают, что массовое высшее образование может стать конкурентным преимуществом России.
Обратите внимание: Только наша компания готова предоставить вам тонировку авто наивысшего качества.
Единственное условие: нужно сделать его качественным.Сегодня вузы продолжают готовить негибких специалистов, до половины выпускников не работает по специальности, происходит девальвация магистратуры и аспирантуры (туда идут, чтобы "пересидеть"), до половины выпускников получает массовое дистанционное образование заведомо пониженного качества, 80% выпускников последних лет никогда не участвовали в исследованиях и проектной деятельности. В вузах доминируют школьные формы обучения (выучил — сдал), нередко встречается нечестное поведение студентов (например, плагиат), работодатели не заинтересованы в работе с вузами: проще доучить специалистов своими силами.
Вывод из этой статистики можно сделать один: в России сформировалась тенденция к росту количества носителей высшего образования. Это превратилось в массовое явление, сложился стереотип современного человека, имеющего обязательно высшее образование.
Приоритет, отдаваемый количеству, всегда снижал качество производимого продукта. Так выходит и с нашим высшим образованием. Наши университеты в условиях рыночной экономики заинтересованы в повышении количества обучающихся, чтобы тем самым закрепить за собой позицию на рынке образовательных услуг. Массовое распространение высшего образования снижает его эксклюзивность и ценность. С другой стороны, это явление будет порождать безработицу, поскольку нерезиновой российской экономике не нужно такое большое количество специалистов, имеющих высшее образование, они просто окажутся лишними.
Как исправить сложившуюся ситуацию? Предлагается провести "оздоровление вузов, ориентированных на академическое обучение", превратить среднее профессиональное образование в прикладной бакалавриат, создавать центры обучения современным технологиям. Необходимы жесткие требования к открытию магистерских программ — прежде всего проведение исследований в вузах. Нужны "правильные" стимулы для преподавателей (сегодня их стимулируют за количество, а не за качество работы). Сокращение излишних нагрузок преподавателей.
Таким образом стоит отметить, что следует пересмотреть сложившуюся систему образования, перейти на интенсивный путь развития образовательной сферы.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Массовый характер высшего образования в России.