Переход к неклассической картине мира был осуществлен в ходе кризиса и революции в естествознании на рубеже XIX – XX в.в. Движение в данном направлении было подготовлено достижениями научных исследований XIX столетия в области математики, физики, биологии, химии, геологии, астрономии, истории и др. В не меньшей мере, оно было обусловлено и потребностями преодоления кризисных явлений в развитии математики и естественных наук, - прежде всего в физике и биологии.
В науке конца XIX в. господствовал эмпиризм с отчетливо выраженным субъективистским уклоном, основывающийся на убеждениях об опытном происхождении не только естественнонаучных, но и логико-математических знаний. Достаточным основанием признания истинности положений теоретического естествознания и математики считалась возможность их сведения к чувственным данным, т.е. данным наблюдения и эксперимента. Чувственные данные, в свою очередь, отождествлялись с психологическими переживаниями в связи с чем человеческой психике придавалось значение структуры, порождающей все многообразие видов научного и вненаучного знания, а психологии, - своего рода «наукоучения», универсальной науки о производстве любых видов знания, включая логику и математику. Однако, все попытки опытно-экспериментального обоснования логико-математических знаний не увенчались успехом. Вместе с тем уяснение условий опытного происхождения математики в сочетании с требованиями ее ригоризации подводило к формированию и распространению антиэмпирических умонастроений. Невозможность опереться на опытно-экспериментальные доказательства существования объектов исследования делает математику весьма уязвимой для критики, требует поиска дополнительных, нематематических по-преимуществу философских и логико-методологических доводов в пользу справедливости ее утверждений.
Неклассическая картина мира знаменует собой не только переход от абсолютного противопоставления принципов объективности и субъективности к их консенсусу, но и характеризуется существенным ограничением коперниканской идеи наглядности. Новая, неклассическая наука основывается на историческом истолковании проблемы бесконечности, считая, что наглядно, т.е. чувственно воспринимаемые свойства и отношения реальности есть не что иное как формы пространственно-временной локализации, или формы обнаружения, проявления более фундаментальных, недоступных непосредственному наблюдению сущностей. Поскольку они находятся за пределами досягаемости чувственного восприятия, то могут быть зафиксированы лишь умозрением, то есть посредством теоретического мышления. Оказалось, что реальный мир есть не то, о чем говорят наши органы чувств с их ограниченным восприятием внешнего мира, а скорее то, что говорят нам созданные человеком математические теории, охватывающие достаточно широкий круг явлений. Несмотря на отсутствие наглядности, релятивизацию оснований и неразрешимость задач обоснования математики, ее язык остается главным инструментом построения научной картины мира на протяжении всего ХХ и начала XXI века. Свидетельством тому может служить как невиданные ранее темпы дифференциации направлений математических исследований, так и примеры лавинообразного роста численности математического сообщества. Так в 1900г. на Парижском конгрессе были образованы лишь четыре секции: арифметики и алгебры, анализа, геометрии, механики и механической физики.
Существенный вклад в становление и развитие неклассической картины мира внесен релятивистской физикой. В 1905 г. А.Эйнштейн (1879-1955) опубликовал статью «К электродинамике движущихся сред», в которой были сформулированы основные идеи специальной теории относительности. Их содержание вытекает из двух постулатов. Первый из них определяет смысл принципа относительности: «Явления в электродинамике, - писал Эйнштейн, - так же как и в механике не обладают свойствами абсолютного покоя…законы электродинамики и оптики распространяются на все системы отсчета». Иначе говоря, законы природы действуют одинаково во всех без исключения системах координат, движущихся относительно друг друга. Введением второго постулата утверждается, что «…свет распространяется в пустом пространстве с определенной скоростью, которая не зависит от движения, испускающего свет тела». Нельзя не заметить, что первый и второй постулаты, очевидно, противоречат друг другу: принцип относительности (первый постулат) не соблюдается в отношении скорости света как величине постоянной (второй постулат). Вместе с тем, заданный постулатами «универсум рассуждения» привел к поистине революционным выводам, потребовавшим радикального переосмысления как эпистемологических оснований, так и онтологического статуса классической картины мира. В частности специальная теория относительности убедительно продемонстрировала, что, во-первых, в противоположность классической механике, изменение скорости движения физических тел влечет изменение их массы.
Осознание ограниченности принципа объективности классической научной картины мира, построение неклассической картины мира на основе эпистемологического приоритета принципа субъективности, творческой активности познания было обусловлено не только релятивизацией оснований математики и логики, отказом от требований «наглядности» (физика элементарных частиц) в физике, но и успехами биологии в ХХ веке. Со второй половины XIX столетия ее безусловным лидером остаётся эволюционное учение Ч. Дарвина, не без оснований претендующее на роль общебиологической теории. В рамках научно-исследовательской программы Ч. Дарвина было не просто продемонстрировано различие физических и биологических систем, но дано вполне удовлетворительное объяснение феномену органической целесообразности, выражающему одновременно и специфические, и наиболее существенные, немеханические свойства живых организмов.
Принципиально важное влияние на формирование неклассической научной рациональности и неклассической картины мира оказали науки о человеке, обществе, культуре. Исследования в области социологии, психологии, лингвистики, политологии и др. убедительно продемонстрировали ограниченность традиционной эмпирической точки зрения на человеческий разум как пассивное отражение реальности. Данные современной психологии и когнитивных наук (теория познания, логика, когнитивная психология, философия науки, социология знания и др.)подтверждают выдвинутое и обоснованное И.Кантом положение о творческой активности человеческого познания и практического действия. Для понимания природы научной рациональности и путей разработки целостной неклассической картины мира существенное значение имеет исследование вопросов взаимоотношения познания и общества, науки и культуры в социологии знания и науковедении.
Источник : https://cyberpedia.su/11x11499.html