Организация дня рекордов.

О его проведении дети должны знать заранее. Совет этого творческого дела, состоящий из вожатых и детей, придумывает первую программу заданий, игр, состязаний, конкурсов, веселых ситуаций, объявляет ее условия и предоставляет возможность всем детям в лагере внести любые «бредовые» идеи и предложения. Спектр таких придумок может быть ярким, необычным, разнообразным. Простор фантазии детей необычайно широк и порою непредсказуем. Каждый ребенок в лагере имеет право объявить свою авторскую идею «рекорда», индивидуального или коллективного, сделать заявку на участие в любом конкурсе на рекорд. Рекорд — буквально — высший, наилучший показатель, результат, достигнутый в деле, состязании, лично преодоленный «предел трудности». Рекорд — высшее творческое усилие ребенка.

Детям необходимо дать время на подготовку, на реализацию своих творческих идей и замыслов, на выбор наиболее интересных и престижных для них «рекордных ситуаций». Воспитатели вправе направить усилия ребенка на те сферы деятельности, которые наиболее значимы для улучшения жизнедеятельности летнего лагеря, детского коллектива. Здесь необходимо воодушевление, но не принуждение. Пусть дети сами выбирают сферу приложения своей смекалки, своих сил.

Очевидно, логично многие замыслы ярмарки рекордов первоначально реализовать в отрядах. Будет ли это смотр, праздник, день игр и забав, малая ярмарка, пусть решают сами ребята. Победители, наверное, будут иметь право участвовать в завершающих конкурсах претендентов на рекорды уже в день ярмарки. В педагогическом смысле ярмарка — массовое действо различных веселых развлечений. У ярмарки должен быть фантастический театрализованный «пролог» (зачин, старт, начало), основная часть — ход всех состязаний и приключений и финальная часть, регистрирующая все рекорды.

Следует хорошо подумать о месте проведения ярмарки, которой нужны балаганы, площадки, «Арбаты», «проспекты», поляны, сцены и т. п. Их необходимо красочно оформить и оснастить необходимой атрибутикой. Ярмарке нужен свой пресс-центр, которому надлежит гласно освещать ход необычного дня (радиогазеты, «молнии», листовки, информативные бюллетени, веселые стенгазеты, плакаты, рекламы и др.). Надо коллективно придумать необычные формы поощрения («ордена улыбки», «веселые медали», «кубки», ленты, дипломы, знаки, значки, призы и, конечно же, «звания»), в том числе сугубо индивидуальные награды. Имена «самых-самых» следует опубликовать в специальном «бюллетене рекордов», вписать в лагерную «Книгу рекордов», а рекордсменам выдать особые «свидетельства» и награды.

Хочу подчеркнуть, что весь антураж такого комплексного дня — это поле творчества самих детей. Рекламы и ярмарочная наглядность, пригласительные билеты и костюмы участников, аксессуары и награды — все это сфера фантазии, выдумки, творчества ребят. Необходима особая деликатность, особые условия, чтобы были гарантированные шансы на самореализацию всех, без исключения детей. Ребенок может участвовать только в одном конкурсе или в десятках конкурсов — это его право. Ребенок должен свободно выбрать ситуацию по душе и действовать сообразно своим интересам.

В основу каждого состязания необходимо заложить идеи реабилитационное™, одобрения и ободрения усилий ребенка, сравнимости, самостоятельности, неординарности мышления детей, их творческого проявления. В зачет победы надо заложить многоцветье детского творчества: идею «рекорда», внешнюю экипировку участников, национальные элементы, словарь самовыражения, творческие умения, любые «авторские» находки детей, любую их «буйную» фантазию.