ОЗОН И АВИАЦИЯ

Впервые беспокойство о состоянии озоносферы появилось у ученых в начале 70-х годов, когда высотная авиация открыла пассажирские рейсы.

При работе реактивных двигателей в стратосферу выбрасываются выхлопные газы, а в их состав входят окислы азота. Это прекрасные катализаторы химических реакций, способствующие разрушению озона.

Как известно, технический прогресс невозможно повернуть назад. И от современных авиалайнеров никто не думает отказываться. Тем более что врагом «номер один» для озоносферы по-прежнему считаются фреоны.

Окислы азота образуются в атмосфере и за счет высотных ядерных взрывов.

Поставщиками окиси азота являются и азотные удобрения, которые широко используются в сельском хозяйстве.

О выбросах в атмосферу продуктов сгорания топлива и говорить не приходится: каким бы темпами ни развивалась атомная и солнечная энергетика, согласно прогнозам, традиционным источником энергии и в начале следующего века останется сжигание органического топлива.

Но вывод о неизбежном убывании озона как результат хозяйственной деятельности человека сделан. Специалисты пришли к выводу, что необходимо глобальное непрерывное наблюдение за озоносферой планеты во всех ее регионах.

Уже работает наземная озонометрическая сеть, включающая в себя около половины действующих во всем мире станций. За озоном в низких слоях атмосферы наблюдают полярники на дрейфующих станциях   «Северный   полюс»,   зимовщики в Антарктиде, ученые, плавающие на исследовательских судах в Мировом океане.

Сеть ракетного зондирования, куда входят станции на острове Хейса, обсерватория «Молодежная» в Антарктиде, позволяет получать систематическую информацию об озоне верхней атмосферы.

В последние десятилетия метеорологи контролируют состояние озоносферы с помощью так называемых дистанционных методов: лазерные зонды — лидары, аппаратура, установленная на спутниках,