Первыйсамолет-амфибия ссср(часть первая)

Самолет-амфибия «Ш-2»
В. ШАВРСВ, авиаконструктор
Наша страна покрыта большим количеством рек и озер. Всякое водное пространство, в первую очередь озеро или широкая река, могут служить хорошими аэродромами для самолетов, приспособленных для взлета с воды, так называемых гидросамолетов. В том случае, когда есть поблизости водное пространство, нет необходимости устраивать специальный аэродром на суше. Наиболее распространенный тип гидросамолета — «летающая лодка».

Это самолет, у которого фюзеляж — корпус — выполнен в виде лодки специальных очертаний. А что, если гидросамолету потребуется полететь в глубь страны, где нет водных пространств? Как же гам он будет совершать посадку? На такой случай конструкторы придумали для гидросамолета подтягивающиеся колесные шасси. Летающая лодка с такими шасси может успешно садиться как на воду, так и на землю, она является в этом случае «земноводным самолетом» и называется «самолетом-амфибией». Одни из наиболее известных самолетов такого типа — легкий самолет «Ш-2», сконструированный автором этой статьи.
История возникновения самолета «Ш-2» не сколько необычна. Первый образец его («Ш-1») был построен мною и моими товарищами — инженером В. Л. Коренным и механиком Н. Н. Фунтиковым — на квартире у Корвина н Ленинграде. Самолет строили полгода. А когда все было готово, крылья, лодку и оперение с большим трудом спустили через балкон с третьего этажа на землю и доставили на соседний аэродром. Первые летные испытания провели в Гребном порту близ Ленинграда, а вскоре на нашем самодельном самолете был совершен перелет из Ленинграда в Москву. Было это в далеком 1929 году Самолет-амфибия «Ш-2» использовался на местных воздушных линиях Севера, Сибири и Дальнего Востока, при менялся при охране границ, для ледовой разведки в Арктике, на рыбных промыслах, служил геологам, помогал охранять от пожаров леса. Особенно широко применялся «Ш-2» на местных воздушных линиях в необжитых районах страны, где много рек и озер, но мало аэродромов.

Начиная с 1939 года «Ш-2» выпускается серийно в мастерских, где ремонтировались самолеты Гражданского воздушною флота. Строился он серийно и после Великой Отечественной войны.
Самолет-амфибия "Ш-2" продолжает жить и в наши дни. Его можно встретить и на рыбных промыслах Каспия и на местных воздушных линиях далекого Севера. Это один из самых долговечных образцов самолетов в мире. Он с успехом служит людям уже 30 лет!
Посмотрим, как устроен самолет «Ш-2». На рисунке показан самолет при виде на него сверху, сбоку и спереди. По своей схеме самолет-амфибия «Ш-2» является летающей лодкой — полуторапланом с тянущим винтом и звездообразным двигателем «М-11», размешенным на верхнем крыле. В лодке под крылом расположена трехместная кабина.

По теме: MIT: ядерная энергия является неотъемлемой частью будущего энергетики с низким содержанием углерода.

Верхнее крыло значительно больше нижнего. поэтому «Ш-2» и называется полуторапланом. Верхнее крыло крепится к фюзеляжу на подкосах и может при необходимости складываться. Сделано это для того, чтобы самолет было удобно хранить на корабле или в ангаре. Нижнее крыло без подкосов (спободнонесущее), расположено вблизи ватерлинии и несет на себе «поплавки боковой устойчивости», предохраняющие самолет от крена на воде. Поднимающиеся шасси состоят из двух колес, укрепленных к полуосям на шнуровой амортизации. Подъем и опускание шасси осуществляются посредством тросового привода из кабины. Верхнее крыло имеет два лонжерона и ферменные нервюры. Оно состоит из центроплана, выполненного из дюралюминия, и деревянных консольных частей. Консоли, укрепленные к фюзеляжу на подкосах, могут складываться на зад. В этом случае хвостовая часть центроплана должна быть откинута кверху (см. рис. 2).

Профиль крыла — «МОС-27» — имеет относительную толщину 16% в центроплане. К концам крыла выпуклость по верхней стороне уменьшается, и профиль становится сравнительно тонким. Элероны имеют щелевой профиль и раскосную конструкцию. Лобовая часть верхнего крыла зашита фанерой, а остальная поверхность крыла обтянута полотном. Нижнее крыло и поплавки, составляющие с ним одно целое, выполнены из дерева и покрыты фанерой. У этих поплавков, как и у лодки-фюзеляжа, снизу имеется уступ для облегчения взлета с воды, называемый «реданом». Каждый поплавок разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Нижнее крыло — двухлонжеронное — и имеет профиль, отличный от примененного на верхнем крыле. Центроплан укреплен к лодке-фюзеляжу на стальных трубах с каплеобразным сечением. Подкосы, идущие от консолей к лодке, также выполнены из стальных труб. Фюзеляж самолета имеет форму лодки и сделан из дерева. Лодка со стоит из 25 шпангоутов, киля, 4 стрингеров, идущих вдоль лодки, и большого количества разною рода раскосов и усилений. 4 шпангоута имеют герметические переборки, которые делят всю лодку на 5 водонепроницаемых отсеков. Шпангоуты, расположенные в месте крепления крыльев, усилены. Шпангоут, где размешены шасси и крепятся передние подкосы, идущие от консолей, выполняется особенно прочным и называется «главным шпангоутом». Обшита лодка фанерой разной толщины] на днище — 4—6 мм. на бортах и палубе — 3 мм.

Стоит еще зайти сюда: Новости науки и техники.

Источник статьи: Первыйсамолет-амфибия ссср(часть первая).