Заботы лесоводов и их юных помощников— членов школьных лесничеств— о будущих лесах начинаются со сбора семян древесных пород. Юннаты могут определять качество семян, их естественную всхожесть, заниматься ее стимулированием, выращивать сеянцы и саженцы лесных пород в питомниках. Темы для научных исследований: проверка приемов агротехники выращивания посадочного материала для получения полноценных, здоровых деревьев. А интродукция лесных пород, т. е. введение в наши леса иноземных пород с более быстрыми темпами роста и развития и древесиной лучшего качества? Сколько тут интересного для юных натуралистов, юных лесоводов.
В лесах обитают животные почти всех типов и классов. Среди них вредные и полезные насекомые, грызуны, травоядные и хищные звери. Влияние их на жизнь леса изучено недостаточно хорошо, многие вопросы еще ждут разрешения.
Много больших и малых тем для исследований дает только один класс позвоночных животных — птицы. Влияние птиц на урожай семян, значение птиц для плодородия лесных почв, значение деятельности птиц как истребителей вредных для леса животных. За решение всех их могут взяться юннаты, конечно, под руководством специалистов. А вопросы привлечения птиц на гнездования в леса? Ведь мы пока только делаем для них искусственные гнездовья и знаем примерно, какое число их на единицу площади надо вывешивать. Многие же стороны гнездовой жизни птиц нам все еще неизвестны, может быть, из-за незнания этих сторон жизни птиц, и не все гнездовья заселяются птицами. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести тщательные наблюдения и исследования.
Работа школьников, юннатов в школьных лесничествах — это отличная научная и трудовая школа для них.