Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

Пишу то, что помню из детства, то, что не сотрётся из памяти никогда. Ибо мне посчастливилось родиться в Таврии, в Запорожье, на земле, где словосочетание «скифский курган» знал каждый детсадовец.

Историей наших предков, скифов, мы занимались и все 10 лет в школе. И слава Богу, что тогда встречались такие подвижники, как учитель истории СШ №5 г. Токмака Бредихина Людмила Викторовна.

На раскопки мы ездили с первого класса. Объяснение у Людмилы Викторовны было очень простое. Не берусь цитировать дословно, но нам, совсем мелким, она объясняла необходимость изыскательских, археологических и исследовательских работ следующим образом, цитируя Геродота и его «Историю»: Когда вторгшийся в скифские земли персидский царь Дарий І истощил свои силы, он направил к царю скифов Идантирсу гонца с предложением прекратить военные маневры и покориться, признав себя его данником. Выслушав гонца, Идантирс ответил: «…Знай, перс, каков я и каковы мы: у нас нет ни городов, ни засеянной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они быдут взяты и опустошены. Если бы нужно было во что бы то ни стало устроить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить - тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится…».

Каждый курган хранит в себе какую-то тайну. Неискушенному постигнуть ее трудно, а вот археолог, за плечами которого сотни исследованных древних усыпальниц, нередко способен даже прогнозировать предстоящее открытие. Однако на то, что берёг в себе один из курганов неподалеку от Токмака, не рассчитывали даже самые бывалые исследователи. По ходу раскопок рождались самые разные предположения, однако общий их итог и последующие изыскания ошеломили всех.

В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Рассчитывая на то, что курганы скифские, они устремлялись сразу к предполагаемому центральному погребению и пробивали курган от вершины траншеей. Таких курганов в районе Токмака, Молочанска и Мелитополя (не говоря о самом Запорожье, о соседней Днепропертровской области, с её уникальными курганами близ Никополя и Орджоникидзе) великое множество.

Школьниками мы чаще всего выезжали к селу Виноградному, что в нескольких километрах от Молочанска, или к горе Пришиб, находящейся там же, или на берега вдоль речки Молочной. Курганы, подпирающие левые берега реки необычны всем. И названиями – Пришиб - Конский Брод- Паруба- Фатимут, и размерами: высота - девять метров, в диаметре – примерно сто. Отряд киевского археолога Сергея Пустовалова из Запорожской экспедиции Института археологии АН УССР подступился к нему летом 1982 года. До этого курганы рыли школьники и местные краеведы. По опыту знаю, что на самой окраине плато, что вздыбилось над плесом реки, могильные насыпи, как правило, возводились еще в эпоху бронзы. Наши курганы стояли аккурат на плато. Скифы? Если да, то совсем не знать… При захоронении кого-то из своих знатных соплеменников скифы могли использовать уже готовую насыпь, как это делали часто. А если - "уже готовую", то маловероятно, что скифы оставили здесь кого-то из своих предводителей. Для них они устраивали в степи отдельные "земляные пирамиды".

Во взрослой экспедиции был бульдозер. Мы с краеведами копали сами саперными лопатками… Работе очень мешали камни. Они были повсюду. И нет, чтобы разбросаны, как попало. Известняковые обломки во многих местах лежали сплошным полотном. Именно поэтому не только у исследователей, но и у всех, кому пришлось побывать на месте раскопок, складывалось впечатление, что курган окружен крепидой - своеобразным каменным панцирем.

Собственно, для крепид, камни уложены были слишком уж тщательно. Слишком уж плотно подогнаны они друг к другу. Мало того. Если бы это была крепида, то прикрывала бы она всю насыпь, а здесь же прослеживались лишь какие-то полосы. И то - не везде.

Вскоре мы обнаружили, что каменная отмостка начинается у подножья западных склонов курганов, потом опоясывает их и лентой тянется на северо-запад. И не вниз. А стремится к вершине! То есть, похоже, что каменное полотно опоясывает курганы своеобразной спиралью.

Нет, все же не крепида. Отмостка из камней сохраняет почти одинаковую ширину, а по обеим ее сторонам когда-то возвышались... стелы. Сейчас они, ясное дело, лежат - одна, вторая, третья, четвертая... Стела за стелой. Примитивные, предельно условные, но догадаться нетрудно - человеческие фигуры. Не сарматские, не скифские и не киммерийские, потому что слишком уж несовершенны. Так изображали человека значительно раньше, в эпоху бронзы. И, вероятнее всего, это дело рук "доскифских катакомбников", живших в нашей степи около четырех тысяч лет тому назад. Каменное полотно, да еще со стелами с обеих сторон уже наводит на более-менее конкретные выводы. Но никто пока еще не торопится делать заявление первым. Каждый рассуждает молча, и лишь когда расчистили довольно значительных размеров площадку, а в соседних траншеях обнаружили одну за другой каменные отмостки, предположения прозвучали вслух. И все, свелось к одному: "А не дорога ли, вымощенная из камня ведет на курган?

Каменная дорога. По-современному выражаясь, - шоссе. Расчищая ее, на совесть поработали школьники и студенты. Именно мы ножами и щетками расчистили полотно до мельчайших подробностей.

Каменная дорога... Но зачем она, к чему на кургане, образ которого давно и заслуженно вошел в наше сознание в виде огромной насыпи над древней могилой? Были курганы со стелами, с каменными "бабами" на вершинах, случались с дольменами и менгирами (каменные столообразные глыбы). Но вот с дорогой не встречался ни один на протяжении всей истории археологических исследований.

Дорога... Почему таким своеобразным серпантином опоясывает она курган? Чем заканчивалась она там, на самой вершине земляной пирамиды?

Несколько опережая события, скажу, что на большинство вопросов ответы найдены. Часть получена непосредственно в степи, во время раскопок, остальные позже, в результате последующих рассуждений многих исследователей. Исследователи и их помощники зафиксировали все - незыблемое правило в археологии, то правило, которого, к сожалению, придерживаются не все.

Четыре месяца продолжались профессиональные исследования кургана и десять лет до этого – силами добровольных школьных археологических групп. За это время было прорыто траншей общей длиной около двух десятков километров со средней глубиной четыре метра.

Обратите внимание: Теория спортивной тренировки.

Перевернуто свыше трехсот тысяч кубических метров земли. Все это - ради того, чтобы до мелочей проследить архитектуру необычных степных сооружений.

Самым значимым нашим открытием, находкой был кубок, найденный в неглубокой яме. Чудесный кубок, почти абсолютной сохранности. В течение нескольких тысячелетий он пролежал у обочины древней дороги.

Не буду поминать всуе (за давностью времен) о двух захоронениях с глиняными масками, в которых находились две булавы и сирель - классические атрибуты жрецов.

Но мне кажется, что сегодня , вот прямо сейчас - самое время сказать обо всех этих находках. Именно они вместе с каменным полотном, ведущим на курганы, образуют грандиозный комплекс.

Позднее, после подробного изучения и осмысления всего того, что дал этнографии и археологии наш детский подвижнеческий труд и азарт, я могу сказать, что:

Основу всех курганов заложили "ямники" самое малое пять тысяч лет тому назад. Прикрыв первое погребение, они возводили насыпь в высоту до шести метров. Собственно, то были не просто курганы. На их плоской вершине находились алтари, выложенные из крупных глиняных блоков. Из таких же блоков были выложены тринадцать валов, уходящих от алтарей во все стороны. То есть с высоты птичьего полета сооружение напоминало звезду с тринадцатью лучами. Солнце?

Позже алтари расширили, а валы-лучи засыпали кусками дерна. К алтарям присоединили два пандуса, переходящие в спуски. И пандусы, и спуски древние строители вымостили известняком. Им же облицевали и подпорные стенки. Почти у подножия сооружения, где каменная дорога примыкала к курганам и дальше вела на алтарь, возвышались высокие стелы. Одни исследователи считают, что формой они напоминает топор. Другие - лодку.

В том, что неподалеку от Молочанска в облике древних курганов открылось незнаемое и невиданное доселе святилище эпохи бронзы, ни у кого не вызывало сомнений. Кому оно посвящалось? С. Пустовалов, исходя из того, что на первом этапе своего существования святилище с высоты напоминало дневное светило с лучами, предполагает, что соорудили его а честь бога Солнца. А уже позже, когда степные пирамиды подвергались существенной перестройке, оказавшись, таким образом, под охраной гигантского гранитного топора, они могла быть святилищем бога Дождя и Грозы. Ведь именно топор считался символом покровителя этих двух грозных стихий.

К сожалению, во время Великой Отечественной войны курганы подверглись дополнительному разрушению – это были просто «высоты» за которые шли бои...

Но вернемся к дороге… Откуда и куда вела эта дорога? Тысячелетия камня на камне не оставили от того, что подходило непосредственно к курганам. Время не пощадило географическое начало дороги, но ничего не могло поделать с ее историческими истоками. Впервые в истории человечества дороги из камня стали мостить здесь, на степных просторах Восточной Европы, во II тысячелетии до нашей эры. Очень удачно выбрали место древние строители для сооружения святилища. Ближе к вечеру воздух у Молочной становится прозрачным, горизонты расступаются, и уже видно не только дымы, но и окраину Мелитополя, а ведь к нему - целых полсотни километров. Видно весь Токмак и степь на левом берегу Молочной. Дальше, на юг, вдоль Молочной, километрах в десяти, на мыске, - еще одна цепь курганов. Они образуют одну линию, и нетрудно представить вдоль этих курганов дорогу из камней. На равнине на протяжении веков она не могла сохраниться, и только небольшой ее отрезок дождался археологов.

Дорога с твердым покрытием в степи... Стоит ли доказывать, что сама по себе, без колесницы, она не могла существовать? Целых колесниц на Юге Украины пока что не обнаружено, но колеса от них есть. Ими в некоторых могилах "катакомбников" перекрывали вход в погребальные камеры.

Каменное полотно... Деревянные колеса... Как тут не проследить связь между этими двумя явлениями!

Древнейшее изображение колесницы выявлено довольно давно и не где-нибудь, а здесь, в Приазовье, на одной из глыб так называемой Каменной Могилы - всемирно известного геологического и археологического памятника. От Виноградного до Каменной Могилы - рукой подать, она тоже на берегу Молочной, только немного ниже по течению, неподалеку от Мелитополя. Киевский археолог Н.Н. Чередниченко уверенно говорил о том, что первые колесницы появились именно в причерноморских и приазовских степях. К тому времени, как был исследованы молочанские курганы, доказательств его версии было не так уж много: древнейшее изображение колесницы на Каменной Могиле, колеса в погребениях "ямников" и "катакомбников'', да еще - интуиция исследователя. Теперь же ко всему этому присоединилась еще и дорога. Пусть всего лишь фрагмент, пусть даже условная, символическая дорога, но все же она дает полное право утверждать: в первой четверти II тысячелетия до нашей эры люди, которые жили в степной зоне, умели прокладывать дороги. А уж коль умели, то в дорогах этих была необходимость. И не условная, а - реальная, жизненная. И дорога, и весь исследовательский культовый комплекс дали возможность сказать о тесных связях обитателей нашей степи с культурами Передней Азии уже несколько тысяч лет тому назад. Причем связи эти носили не только временный экономический характер, но и постоянный идеологический.

Археологи С. Пустовалов и В. Отрощенко не просто по окончании раскопок сделали предметное сообщение о находке, точнее, об открытии. Опираясь на отрезок древней дороги, на весь культовый комплекс, обнаруженный в этом месте, они умножили шансы одной очень любопытной гипотезы - о передневосточном происхождении катакомбной культуры, имеющей прямое отношение к ариям (на противовес мнению о зарождении ее в Малопольше). Мало того, материал из Запорожской области, С Юго-Восточной Украины дал массу аргументов в пользу существования новой, так называемой Приазовской культуры. У нее еще нет паспорта. Но он обязательно будет.

Запорожские археологи недавно наткнулись еще на одно сенсационное открытие. При вскрытии кургана на месте будущего строительства ферросплавного предприятия. в г. Токмак (Запорожская область) найдены остатки скифских захоронений, которые обитали в таврийских степях 4 тысячи лет назад!

На раскопки кургана группу запорожских археологов пригласила Токмакская ферросплавная компания, на территории которой расположен скифский курган.

Согласно закону об охране исторических курганов ферросплавная компания обязана была произвести раскопку кургана, и только после его исследования начинать строительные работы.

Ко всеобщему удивлению в первые же дни исследования местности были обнаружены древние захоронения людей, проживавших на нашей земле 4 тысячи десятилетий назад.

По словам главного археолога, доцента кафедры исторического факультета Запорожского национального университета Геннадия Тощева, хорошо сохранились скелеты древних людей, а также предметы быта. У изголовья скелета были обнаружены горшочки, а в одном из захоронений рядом с останками человека найден сферический предмет диаметром примерно 7-8 сантиметров. По предположению археологов это ядро, которое использовали при метании из пращи - одно из видов боевого оружия.

В настоящее время раскопки продолжаются. По словам ученых, нынешние находки полностью перечеркивают теорию Дикого поля, согласно которой до 14 века в Приазовье не было ни одного поселения.

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы. .