Виракоча – бог цивилизатор южной америки

Высеченное изображение Виракочи на стене одного из современных туристических комплексов в Куско (Перу). https://vk.com/photo-12889231_457244042

Предыдущая статья. Точно такую же картину с принесением богами знаний и основ цивилизации, как это описано в Месоамерике, можно наблюдать и в Южной Америке. В Андах считалось, что бог Виракоча, который творил новые миры, был также ответственен за разрушение тех, что им предшествовали.

Традиционное инкское изображение Виракочи


Первым его творением был "мир, в котором не было ни света, ни тепла". Чтобы населить это "царство тьмы", Виракоча создал "крупных, сильных людей ростом выше обычного, которые вели полуживотный образ жизни". Когда эти гиганты перестали его удовлетворять, он "уничтожил их наводнением, уна пача-кути, когда вода опрокинула мир":
"Затем, после потопа, вновь появившись на острове Титикака, он... дал жизнь новой расе людей телосложением, как у него (то есть ростом со среднего человека), [и] повелел, чтобы возникли Солнце, Луна и звезды и находились на небесах... чтобы сиять днем и ночью ".

Древнее доинкское изображение Виракочи на Вратах Солнца в Тиауанако у озера Титикака

Один из вариантов сценария, по которому возникли циклопические мегалиты Саксайюамана, содержится в мифах Анд. В них говорится о волшебных технических и строительных достижениях бородатого, бледнолицего блондина — бога Виракочи и его спутников — "посланников", "сияющих", — которые явились в первобытные времена из озера Титикака. Существует кроме того и параллельное предание о народе доисторических мастеров-строителей, именуемых хуари. Согласно описанию, это — "белые бородатые гиганты, которые были созданы на озере Титикака, после чего они отправились просвещать Анды..."

Саксайуаман (кечуа Saksaywaman, букв. — «сытый сокол, сытый ястреб»; в испанской транскрипции Sacsayhuaman) — цитадель, место дислокации гарнизона и храмовый комплекс в г. Куско (Перу). В плане Куско, напоминающем пуму, является как бы её зубами. Некоторые современные авторы отрицают крепостное предназначение сооружения.

На первых испанских путешественников, посетивших развалины города Тиауанако на территории нынешней Боливии вскоре после завоевания, огромное впечатление произвели как размеры строений, так и окружающая их загадочная атмосфера. "Я спросил у местных жителей, возникли ли эти сооружения при инках, — писал летописец Педро Сиеза де Леон, — но они засмеялись и объяснили, что это произошло задолго до правления инков, причем, как они слышали от предков, все, что можно здесь увидеть, возникло внезапно, за одну ночь..." Другой испанец записал в те же времена предание, согласно которому каменные блоки вздымались с земли чудесным образом. "Они взлетали в воздух под трубные звуки".

Вскоре после конкисты подробное описание города было записано историком Гарсиласо де ла Вега. В это время здесь еще не рылись в поисках кладов или строительных материалов, и город был достаточно величественен, несмотря на урон, причиненный временем, чтобы у историка перехватило дыхание:

Гарсиласо де ла Вега (Garcilaso de la Vega) (ок. 1539 - ок. 1616) — перуанский писатель и историк. Автор книг «Подлинные комментарии» и «Всеобщая история Перу», известных под общим названием «Comentarios reales de los incas» (букв. — «Подлинные комментарии инков»), в русском переводе — «История государства инков»). Отец его был губернатором Куско, мать принадлежала к высшей инкской знати (в связи с чем Гарсиласо де ла Вега известен под прозвищем Инка.

"Расскажем теперь о громадных, почти невероятных сооружениях Тиауанако. Там есть искусственный холм большой высоты, который покоится на каменном основании, препятствующем оползанию грунта. Там есть гигантские фигуры, высеченные из камня... они сильно пострадали от ветра, что говорит об их почтенном возрасте. Там есть стены, сложенные из камней столь огромных, что трудно даже вообразить, какая человеческая сила могла поставить их на место. Есть остатки странных сооружений, наиболее примечательными из которых являются каменные порталы, высеченные из одного куска скалы, они стоят на основаниях, которые достигают в длину девяти метров, в ширину — четырех с половиной и двух — в толщину... Как и какими инструментами и приспособлениями можно было выполнить работу такого масштаба — вопрос, на который у нас нет ответа... Также невозможно представить, каким образом эти камни могли быть доставлены сюда..."

Храм Каласасайя (от kala — камень и saya или sayasta — стоящий) или Храм стоящих камней — древний храм на территории крупного центра археологических раскопок доколумбийской цивилизации Тиуанако в Боливии.Статуя Виракочи в Тиуанако

Огромные мегалиты, которые приписывают гигантам, можно встретить по всему миру, от Стоунхенджа до обеих Америк. Виракочу вспоминают в легендах как учителя. До его прихода, говорят легенды, "люди жили в полном беспорядке, многие ходили голыми, как дикари; у них не было домов или иных жилищ кроме пещер, откуда они ходили по окрестностям в поисках чего-нибудь съедобного".

Врата солнца — каменная арка цивилизации Тиуанако. Врата солнца расположены рядом с озером Титикака и являются частью экспозиции Тиуанако. Находятся на высоте 3825 метров над уровнем моря, имеют примерно 3 метра в высоту и 4 в ширину. Изначально представляли собой каменный монолит. Вес составляет около 10 тонн.

Утверждают, что Виракоча изменил все это и положил начало золотому веку, о котором последующие поколения вспоминали с ностальгией. Причем все легенды сходятся на том, что он проводил свою цивилизаторскую работу с великой добротой и, по возможности, избегал применения силы: доброжелательные поучения и личный пример — вот основные методы, которыми он пользовался, чтобы вооружить людей техникой и познаниями, необходимыми для культурной и производительной жизни. Особенно ему ставили в заслугу, что он внедрил в Перу медицину, металлургию, земледелие, животноводство, письмо (позднее, по словам инков, забытое) и понимание сложных основ техники и строительства.

Первая часть книги «Хроника Перу», впервые описывающая руины Тиауанако (1553) Автор испанский историк Педро де Сьеса де Леон.

Испанский летописец, записавший эту легенду, объясняет, что слышал ее от индейцев, с которыми он путешествовал в Андах:

"Они слышали ее от своих отцов, которые, в свою очередь, узнали о ней из песен, пришедших из глубокой древности... Они говорят, что этот человек проследовал по горам на Север, совершая по пути чудеса, и что они больше никогда его не видели. Говорят, что во многих местах он учил людей, как жить, при этом разговаривал с ними с большой любовью и добротой, побуждая их быть хорошими и не причинять вреда или ущерба друг другу, но любить друг друга и проявлять милость ко всем. В большинстве мест его называли Тики Виракоча,.."

Сосуд культуры Уари (I в. н/э | Золотая фигура бога Виракоча времен культуры Инков. Археологи обнаружили большое количество различных артефактов с изображением верхового бога Виракочи. Среди них множество элементов керамической посуды, каменные и глиняные фигурки, золотые украшения, наскальные рисунки и т.п. Виракоча (Бог): "Великий Владыка Вселенной" На артефактах, относящихся к VIII-XII вв. Виракоча чаще всего изображается в образе человека с лучистой золотой короной на голове, символизирующей солнце и несущей свет.

Обратите внимание: Достопримечательности и святые места Южной Осетии.

Иногда в его короне изображались змеи, как олицетворение мудрости и знания тайн Природы.


Его называли и другими именами: Уаракоча, Кон, Кон Тики, Тунупа, Таапак, Тупака и др. Он был ученым, непревзойденным архитектором, скульптором и инженером. "На крутых склонах ущелий он устраивал террасы и поля, и поддерживающие их стены. Он создавал также оросительные каналы... и ходил в разных направлениях, творя много разного".

Виракоча был также учителем и лекарем и делал много полезного нуждающимся. Говорят, что "везде, где он проходил, он излечивал, больных и возвращал зрение слепым". Однако у этого доброго просветителя-сверхчеловека, была и другая сторона. Если его жизни угрожали, что, как утверждают, случалось несколько раз, на его вооружении оказывался небесный огонь:

"Творя великие чудеса своим словом, он пришел в область Канас, и там возле деревни под названием Кача люди восстали против него и угрожали забросать камнями. Они увидели, как он опустился на колени и поднял руки к небу, как бы призывая помощь в постигшей его беде. По словам индейцев, они затем увидели в небе огонь, который, казалось, был везде вокруг. Преисполнившись страха, они приблизились к тому, кого хотели убить, и умоляли простить их... И тогда они увидели, что огонь погас по его приказу; при этом огонь так опалил камни, что большие куски можно было легко поднять рукой — как будто они из пробки. А потом, говорили они, он покинул место, где все это произошло, вышел на берег и, придерживая мантию, направился прямо в волны. Больше его не видели. И люди прозвали его Виракоча, что означает "Морская Пена".

Современное изображение Виракочи


"Сам Виракоча и два его помощника направились к северу... Он шел по горам, один помощник — по берегу, а другой — по кромке восточных лесов... Создатель проследовал до Ур-коса, что возле Куско где повелел будущему населению зародиться из горы. Он посетил Куско, а затем Направился на север. Там, в прибрежной провинции Манта, он расстался с людьми и ушел по волнам в океан ".

Всегда в конце народных легенд о замечательном незнакомце, чье имя означает "Морская пена", фигурирует момент расставания: "Вираюта шел своим путем, созывая людей всех наций... Когда он пришел в Пуэрто-Вье-хо, к нему присоединились его последователи, которых он ранее разослал. И тогда они вместе пошли по морю так же легко, как ходят по суше".

Через все старинные легенды народов Андского региона проходит, завернувшись в плащ, высокая таинственная фигура светлокожего человека с бородой. И хотя в разных местах его знали под разными именами, везде в нем можно узнать одного человека — Виракоча, знаток науки и чародей, владелец ужасного оружия, который явился во времена хаоса, чтобы навести в мире порядок. Легенды единодушны в описании внешнего вида Виракочи. В своем "Своде преданий инков" испанский летописец XVI столетия Хуан де Бетансос утверждает, например, что, согласно индейцам, "Виракоча был высоким бородачом, одетым в длинную белую рубаху до полу, перепоясанную на талии".

Каждый год в начале ноября в Перу на берегу озера Титикака (Lake Titicaca) празднуется «День Пуно» (Puno Day), посвященный основанию древней империи инков.

Другие описания, собранные у самых разнообразных и удаленных друг от друга жителей Анд, относятся, по-видимому, к одной и той же загадочной личности. Так, по одному из них он был "бородатым человеком среднего роста, одетым в довольно длинный плащ... Он был уже не молод, с седыми волосами, худощавый. Он ходил со свитой, обращался к туземцам с любовью, называя их своими сыновьями и дочерьми. Путешествуя по стране, он творил чудеса. Он излечивал больных прикосновением. Он говорил на любом языке даже лучше местных жителей. Они называли его Тунупа или Тарпака, Виракоча-рапача или Пачакан... "

Инти Райми (кеч. Inti Raymi — «Праздник солнца») — религиозная церемония инков, посвящённая богу Инти. Праздник проводится в течение зимнего солнцестояния и отмечает как Новый год в Андах. С 1944 года 24 июня ежегодно на этот праздник проводится театрализованное представление в Саксауамане (2 километра от Куско), которое привлекает тысячи туристов и местных жителей. Во времена Тауантинсуйу Инти Райми был важнейшей церемонией, проводившейся в Куско, согласно записям Инки Гарсиласо де ла Вега.

По одной легенде Тунупа-Виракоча был "белым человеком высокого роста, чей вид и личность вызывали великое уважение и преклонение". По другой — он был белым человеком величественного вида, голубоглазым, бородатым, с непокрытой головой, одетым в "кусму" — куртку или рубашку без рукавов, доходившую ему до колен. По третьей, относящейся, видимо, к более позднему периоду его жизни, его уважали "как мудрого советника по делам государственной важности; в это время он был бородатым стариком с длинными волосами, одетым в длинную тунику".

Виракоча почитался как бог зарождения Мира. Инки поклонялись ему как создателю неба, земли, растений, животных и людей. Виракоча обучил людей ремеслам и разослал их по «четырем сторонам света». Это значит, что инки видели в облике Виракочи воплощение Бога-Творца Вселенной.

Манко Капак и Мама Окльо

А верховным божеством в Империи Инков считался Инти (бог Солнца), сын Виракочи. Инти почитался как бог-прародитель Инков, возложивший продолжение жизни на Земле своим детям: сыну по имени Манко Капак (кечуа Manqu Qhapaq — основатель государства Тауантинсуйу и первый правитель Империи Инков) и дочери Мама Окльо (кечуа Mama Ocllo). Затем отец отправил их передавать знания «искусства цивилизации» людям.

Следующая статья

#история древнего мира #загадки #тайны цивилизаций #непознанное #наука #палеоконтакт #внеземной разум #высший разум

Еще по теме здесь: История.

Источник: Виракоча – бог цивилизатор южной америки.