Для некоторых регионов и даже государств (например, Японии) водный транспорт является единственным или наиболее экономичным видом перевозки нефти и нефтепродуктов. Однако в России транспортировка по воде носит сезонный характер. Другой недостаток водных перевозок - малая скорость. Перевозка нефти и нефтепродуктов по воде осуществляется в танкерах - морских и речных, а также в баржах - морских (лихтерах) и речных. Наибольшее распространение в мире получили танкеры - самоходные нефтеналивные суда, корпуса которых системой продольных и поперечных перегородок разделены на отсеки (танки). Современные танкеры обязательно должны иметь двойной корпус (двойная обшивка) для повышения безопасности перевозок и уменьшения риска экологического загрязнения водной поверхности. На судах имеется газоотводная система с дыхательными клапанами. Лихтером называется несамоходное грузовое морское судно для перевозки нефтепродуктов по морю и в устьях рек. Лихтер принимают нефтегруз с танкера на открытых рейдах, так как танкеры с большой осадкой не всегда могут подходить к терминалам береговых причалов. Речные баржи делятся на самоходные и несамоходные. Устраивают нефтяные гавани для приема не-фтегруза посредством специальных причалов и пирсов. Для больших танкеров непосредственно в море сооружается причальный буй - терминал, к которому швартуются танкеры. Нефть и нефтепродукты передаются от причального буя на берег по трубопроводам, уложенным по дну. В международной торговле нефтью главную роль играют морские перевозки танкерами большой грузоподъемности. Обычные танкеры перевозят 5-10-15-30-50 тыс. т, а крупные - от 70-100-135 до 250-280 тыс. т нефти.
В 1970-е годы появились японские супертанкеры с осадкой 15-20 м для перевозки 300-500 тыс. т нефти. Танкер «Глобтик Токио» (1973) мог перевозить 480 тыс. т нефти; его длина 380 м, ширина 62 м и высота от киля до
главной палубы 36 м. За 1976-1980 гг. было построено около 130 супертанкеров, среди них японский танкер «Глобтик - Танкерз» водоизмещением 700 тыс. т. Супертанкер «Knock Nevis» может перевозить до 565 тыс. т нефти; длина его 459 м, ширина 69 м, полная осадка 25 м; он имеет силовую установку 25 тыс. л.с. (18,4 МВт). Танкерные перевозки (рис. 1.11) имеют преимущества перед железнодорожными: меньшую стоимость перевозок, относительную простоту налива и слива и меньшие потери нефтегруза от испарений и розливов. Однако аварийность из-за морской стихии иногда заканчивается локальным экологическим бедствием. Специальные танкеры с холодильными системами применяют также и для перевозки этилена в сжиженном состоянии (при давлении 1,9-3,5 МПа и температурах минус 28-73 °С).
Некоторые производители природного газа (Алжир, Ливия, Бруней и др.) были вынуждены в числе первых применять дорогостоящие установки высоких технологий для сжижения огромных количеств природного газа с целью его дальнейшей морской транспортировки в жидком состоянии. Первая установка большой мощности по сжижению природного газа была построена в 1964 г. в Алжире по французскому проекту. Сжиженный природный газ -СПГ (LNG - Liquefied Natural Gas) транспортируют в метановозах (газовозах) - морских танкерах, оборудованных мощными холодильными установками для поддержания рабочей температуры в танках (на уровне -160 °С). СПГ перевозят в Испанию, Францию, Италию, Великобританию, США, Японию и другие страны. Завод сжижения природного газа расположен обычно на берегу моря; по низкотемпературному трубопроводу СПГ насосами загружается в танки метановоза. В порту разгрузки СПГ насосами подается на портовую станцию его регазификации, откуда поступает в сеть газопотре-бления. Полезный объем СПГ в метановозах достигает 25-50-150 тыс. м3 (рис. 1.12). Корабль водоизмещением 53 тыс. т имеет длину 244 м, ширину 34 м, осадку при загрузке 9,5 м, грузоподъемность 29,3 тыс. т и скорость 34 км/ч.
Стоимость метановозов в 3 раза превышает стоимость танкеров для перевозки нефти на единицу объема перевозимого груза.
Бурный рост мощностей заводов сжижения природного газа происходил в 1970-е годы и позже. В 2000 г. производство и перевозки СПГ в метановозах (более 100 танкеров) составили 130 млрд м3, а к 2010 г. потребление СПГ в мире может возрасти до 240 млрд м3 в год. На конец 2012 г. в мире работало 100 технологических модулей производства СПГ общей мощностью 300 млн т в год. Среди 15 стран - экспортеров СПГ в мире и 17 стран-импортеров в 2007 г. первое место занимал Катар (28 млн т в год), Малайзия (22), Индонезия (20), Австралия, Алжир, Бруней, США. В том же году три самых больших импортера СПГ были Япония (65 млн т в год), Северная Корея (34) и Испания (24). В 2000 г. на долю СПГ приходилось 22 % от мирового экспорта природного газа против значения этого показателя 6 % в 1970-х годах, а к 2010 г. этот показатель может возрасти до 25-30 % и к 2030 г. - до 48 %.
В рамках международного проекта «Сахалин-2» по добыче нефти и газа на сахалинском шельфе в июле 1999 г. добыта первая нефть. На первом этапе реализации этого проекта планируется добывать ежегодно 10 млн т нефти и 2,3 млрд м3 газа; на втором этапе прогнозируется увеличение годовой добычи природного газа до 18 млрд м3. В начале 2009 г. на берегу острова заработал один из крупнейших в мире завод сжижения природного газа. Это позволяет транспортировать СПГ в метановозах в Японию, Корею, Китай и другие страны. Например, для проекта «Сахалин-2» Россия и Япония строят метановозы (газовозы) с полезным объемом СПГ 145-150 тыс. м3 и стоимостью 160-200 млн долл. США.