Громкий конфликт, разгоревшийся после того, как лидер российского рынка онлайн-покупок попытался сократить расходы, близок к разрешению.
Крупнейший отечественный универсальный маркетплейс Wildberries сообщил сегодня о приостановке списания денежных средств с владельцев партнерских пунктов выдачи (ГРП) за замену товара и отмене многих ошибочных штрафов за это нарушение. Этому решению руководства компании предшествовал грандиозный скандал, в который были вовлечены не только партнеры и отчасти клиенты дилера, но и многие госорганы.
«Яблоком раздора» стали штрафы за возврат брака
«Wildberries усовершенствовал арбитражную службу по оспариванию сборов за замену товара и приостанавливает новые сборы до окончательной доработки новой системы контроля за заменой. По результатам регулярных встреч с различными инициативными группами по тестированию механизма усиления контроля за подменой товара владельцев и сотрудников в пунктах заказа, электронная платформа усилила систему арбитража и улучшила обратную связь», — говорится в заявлении компании в четверг.
Уточняется, что «ежедневно компания оценивает около 3 тыс обращений по проблемным ситуациям», а уже отменено более 10 тыс решений по штрафам. «Мы временно замораживаем механизм списания компенсаций с владельцев партнеров-эмитентов заказов и менеджеров пункта самовывоза с целью урегулирования всех спорных ситуаций», — добавили в пресс-службе маркетплейса. В телеграм-каналах, посвященных работе маркетплейса, владельцы пунктов выдачи подтверждают, что начали возвращать ранее списанные штрафы. Таким образом, Wildberries если не капитулировали, то уж точно пошли на уступки.
«Замещение товаров — крайне чувствительный вопрос для предпринимателей, продавцов товаров, с которыми мы активно работаем и которые активно нас поддерживают», — подчеркнули в Wildberries. Однако тезис об «активной поддержке» выглядит весьма неоднозначно в свете событий последних дней. Позавчера многие собственники ПВЗ и их представители чуть ли не штурмовали штаб-квартиру компании и требовали встречи с руководством. Поскольку удовлетворительного объяснения получить не удалось, инициативная группа объявила о начале забастовки в среду. Правда, это заявление некоторых партнеров на самом рынке подверглось критике и пригрозило «нарушителям спокойствия» разрывом сотрудничества.
Точечно, эта угроза была реализована накануне. Несколько пунктов выдачи вчера были закрыты, а товары из них вывезены. «Как мы предупреждали, сотрудничество с «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и пытаются нарушить работу офиса, будет приостановлено из соображений безопасности, — заявил РИА Новости представитель Wildberries. Но дилер, похоже, не пошел до конца в споре с теми, кто на самом деле является той самой веткой, на которой он сидит.
Помните, что суть конфликта кроется в недовольстве многих владельцев пунктов приема платежей действиями топ-менеджмента компании с целью снижения затрат компании.
Согласно новым правилам, введенным маркетплейсом с 3 марта этого года, при возврате покупателем купленного товара, который оказался бракованным в момент выдачи, или если этот товар в какой-то момент возврата был заменен (кем не беда) , Wildberries начал налагать на владельца предмета штраф в размере 100% от стоимости. При этом повода для обжалования столь жесткой меры не было.В первые же дни после вступления в силу нового положения в некоторые пункты приема «попали» чувствительные суммы — до полумиллиона рублей. Это состояние стало катализатором настоящего бунта со стороны их владельцев, которых раньше не все устраивало. Например, раздражение вызывал тот факт, что компания периодически снижала процент, получаемый получателями баллов выдачи от продаж. Кстати, пострадали и сотрудники торговых точек, не работающих по франшизе, но принадлежащих Wildberries. Они также не смогли избежать воздействия наказаний.
Маркетплейсу указали на необходимость усилить обратную связь
Поскольку ситуация получила широкую огласку, а во время визита протестующих в штаб практически вошла в «горячую» фазу, в дело вмешались различные государственные органы. Так, депутаты Госдумы сначала безуспешно пытались вызвать руководство компании «на ковер», а затем устами первого зампреда контрольной комиссии Дмитрия Гусева озвучили изменения в законодательство, чтобы не допустить повторения подобной ситуации в будущем. Прокуратура со своей стороны пообещала проверить нарушения трудовых прав сотрудников ритейлера. Роспотребнадзор заявил, что «отслеживает ситуацию, связанную с нестабильной работой отдельных пунктов выдачи заказов на торговой площадке Wildberry и возможными задержками приема заказов».
Тогда по просьбе СМИ министр труда РФ Антон Котяков прокомментировал конфликт и пообещал во всем разобраться. «Сейчас к Wildberries приковано большое внимание как со стороны Федеральной службы по труду и занятости, так и со стороны депутатов и Минпромторга», — отметил он, добавив, что по закону компания не подпадает под категорию платформенных занятости, так как это традиционные условия труда, которые должны соответствовать традиционным нормам трудового законодательства.
Уже после сегодняшних «миротворческих» заявлений от Wildberries позицию Минпромторга изложил замминистра Виктор Евтухов. «После встречи с комиссией по созданию условий для саморегулирования в электронной коммерции на площадке Минпромторга России мы указали Wildberries на острую необходимость усиления обратной связи как со стороны сотрудников, так и с партнерами компании ", - цитирует замминистра ТАСС.
Виктор Евтухов отметил, что маркетплейсы обязаны соблюдать российское трудовое законодательство, а также соблюдать принципы, заложенные в стандартах взаимодействия сайтов и продавцов товаров, если они сами их подписали. Также было подчеркнуто, что Минпромторг положительно оценивает стремление Wildberry урегулировать проблемные ситуации, в том числе временную заморозку амортизационных отчислений на подмену товаров у владельцев партнерских пунктов выдачи и менеджеров пунктов выдачи.
Остается надеяться, что Wildberries действительно сможет найти компромисс со своими партнерами, а покупатели не будут последними, получат свои заказы с опозданием или останутся без них вовсе. В противном случае «Ягодки» рискуют потерять лидирующие позиции на рынке, поскольку ситуацией не преминут воспользоваться их основные конкуренты из Яндекс.Маркета и Ozon.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Резонансный конфликт, начавшийся после попытки лидера российского рынка онлайн-ритейла сократить издержки, близок к разрешению.