В Кемерово на отраслевом форуме 7 октября пренебрежение углем в ряде стран названо ошибочным, при этом перспективы угольной промышленности в России отныне определяются «важнейшим стратегическим решением» о ее развитии

В Кемерово на отраслевом форуме 7 октября пренебрежительное отношение к углю во многих странах было названо ошибкой, а перспективы угольной промышленности в России отныне будут определяться "крупным стратегическим решением" по ее развитию. Внутренний рынок будет играть важную роль, как и традиционные и новые направления экспорта.

В Кемерово на отраслевом форуме 7 октября пренебрежение углем в ряде стран названо ошибочным, при этом перспективы угольной промышленности в России отныне определяются «важнейшим стратегическим решением» о ее развитии Первый заместитель премьер-министра Андрей Белоусов. (Архивное фото: на стенде Росмолодежи на XXV ПМЭФ, июнь 2022 года).

День шахтера

Снижение экспорта российского угля было компенсировано ростом внутреннего спроса. Об этом заявил Сергей Мочальников, заместитель главы Министерства энергетики России, отметив, что показатель увеличился на 7 млн тонн. Об этом он заявил в пятницу на форуме "Угольная промышленность - новые реалии" в Кемерово.

В то же время, как заявил на форуме в Кемерово первый вице-премьер Андрей Белоусов, будущее угольной отрасли определено. Прекращение экспорта в одном важном, но далеко не единственном европейском направлении не окажет принципиального влияния на отрасль.

"С 2019 года развился глобальный кризис угольной отрасли, все начали давить, что уголь не нужен, многие страны захирели и пошли по этому пути, Россия устояла. Самое главное - это угольная промышленность в России, которая должна быть и развиваться, а дальше идут технологии - как быть в этих условиях и что нужно делать. Самое главное, что принято важнейшее стратегическое решение", - сказал Белоусов, имея в виду "быть и развиваться".

"Споры о том, уменьшится ли роль угольной промышленности в мире, закончились. История положила этому конец. Мы видим последствия решения о постепенном прекращении добычи угля в Европе", - подчеркнул первый вице-премьер.

Он отметил, что будущее угольной генерации будет обеспечено новыми технологиями.

"Другое дело, что устаревшие технологии сжигания угля фактически производят более высокие выбросы CO2, поэтому необходимо совершенствовать технологии, и именно в этом направлении движутся многие страны, включая Китай". - Андрей Белоусов сказал.

Отказ европейцев от угля связан с тем, что, по его словам, цена на газ подскочила сначала в три раза, а теперь в семь раз. "Это было связано с ростом цен в электроэнергетике, сокращением производственных мощностей, ликвидацией рабочих мест в металлургии, выводом мощностей в производстве минеральных удобрений. В итоге это создало множество проблем для других стран мира - и все они связаны с продовольственной безопасностью. Эксперименты с сокращением потребления угля надо заканчивать", - сделал многообещающие для шахтеров выводы Белоусов.

Рынки внутренний и внешний

Пик добычи угля в России составил 440 млн тонн незадолго до пандемии, в 2018-2019 гг. Характерно, что именно в этом году, по словам Белоусова, были приняты решения о сокращении добычи во всем мире.

В то же время на экспорт приходилась почти половина производства. Экспортная гонка приняла несколько пугающий оборот, хотя она способствовала быстрому росту производства сырья, которое раньше считалось "неперспективным". Сейчас на рынке происходит перебалансировка, параметры которой, однако, пока неизвестны.

По мнению Хаджимурада Белхароева, доцента программы "Международная экономическая безопасность" Института мировой экономики и бизнеса РУДН, потенциал внутреннего спроса лежит в тех регионах, до которых не дошла газовая "труба".
"Западные компании, работавшие на нашем рынке, базировались в крупных регионах, предпочитая размещаться на процветающих территориях, где были и есть хорошие условия, в том числе достаточное количество энергетических ресурсов. Следовательно, другие территории получали товары и услуги из этих регионов. Сейчас ситуация меняется, благодаря усилиям малых и средних предприятий многие товары и услуги производятся в регионах, где основным топливом для производства энергии является уголь. Производственные мощности в регионах требуют больше энергии, поэтому потребление угля растет, объясняет эксперт.

В то же время экспорт отнюдь не перестал интересовать производителей угля. Тем более что на днях наша страна пополнилась еще одним угольным регионом. По словам республиканского министра угля и энергетики Андрея Черткова, в 2021 году в Донбассе будет добыто 7,5 млн тонн сырья, в этом году, по вполне понятным причинам, меньше - 5-5,3 млн тонн.

Сама ДНР уже высказывает далеко идущие планы по экспорту топлива. Конечно, другие российские производители тоже не готовы "замыкаться в себе".

Европейский рынок закрыт для России с августа этого года.

Обратите внимание: Системы подготовки воды: виды, особенности, применение.

В досанкционную эпоху наши шахтеры поставляли туда около 50 миллионов тонн угля.
"ЕС запретил импорт российского угля с 10 августа в рамках пятого пакета санкций. Потоки экспорта, которые раньше шли в Европу, были перенаправлены в Азиатско-Тихоокеанский регион, Африку и Ближний Восток. В то же время скидки на российский уголь делают его привлекательным для альтернативных покупателей, говорит Тамара Сафонова, доцент кафедры маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

"Это происходит, в частности, потому, что бедные страны, которые не могут позволить себе покупать другие источники энергии - нефть и газ - переориентируются на более дешевый (относительно других энергоресурсов) уголь из России. В частности, Китай увеличил импорт этого сырья на 57% по сравнению с прошлым годом (8,5 млн тонн). А общая сумма таких объемов, поставленных в Китай, составила более $1,4 млрд, что в два раза больше, чем в прошлом году, продолжает мысль о переориентации экспортных потоков Артем Деев, руководитель отдела аналитики AMarkets.

Однако, как добавил Хаджимурад Белхароев, скидка - это временное явление. Это необходимо для выхода на новые рынки. Однако по мере появления новых рынков скидка уменьшается.

"Я думаю, что снижение общего объема поставок будет в пределах 15-20%, поэтому необходимо расширять коридоры поставок угля на новые рынки, в частности, необходимо расширять транспортное сообщение с Китаем", - сказал он. - Белхароев утверждает.

"Железнодорожные перевозки в Китай по БАМу и Транссибирской магистрали ограничены, а на пограничных переходах есть узкие места". - сказал он. Возможности расширения перевозок морским транспортом также сильно ограничены, в основном из-за санкций, хотя цены на фрахт начали расти еще до санкций. Кроме того, чрезвычайно длинные морские грузовые маршруты из северо-западных и юго-западных портов в Азию чрезвычайно дороги". - Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса Государственного исследовательского университета, отметил.

Уголь беспошлинно

Есть трудности, но есть и рынки. Помимо крупнейшего в мире потребителя угля - Китая (а также ряда других достаточно сопоставимых рынков, на которых присутствуют российские экспортеры), Индия - еще один важный партнер и покупатель с большим потенциалом. Как отмечает Аким, в долгосрочной перспективе потребление энергии в стране будет только расти. И не только за счет производства - в стране наконец-то появился средний класс, который хочет жить в комфорте. И это, например, кондиционеры воздуха, особенно актуальные в условиях глобального потепления.

Введя эмбарго на российский уголь, Европа создала новый спрос на уголь в других регионах. "Выстраивается новая система энергопотребления, в которой ЕС сам лишил себя высококачественного российского дисконтного сырья и покупает его себе в убыток по высоким мировым ценам у альтернативных поставщиков, еще больше углубляя экономический и энергетический кризис". - говорит Тамара Сафонова.

В то же время само правительство довольно скептически относится к экспортным доходам угольной промышленности.
"Очень маловероятно, что в следующем году мы соберем что-нибудь с угольной промышленности за счет экспортных пошлин". - признан первым заместителем главы правительства Кемерово.

Вопрос касается так называемых дополнительных источников доходов бюджета, которые Кабинет министров и Министерство финансов сами нашли на ближайшие три года. Он предполагает, что при цене $150 за энергетический уголь и $170 за коксующийся уголь будет введена экспортная пошлина в размере не менее 50%. Но в настоящее время наше сырье торгуется на восточных рынках мира по 130-140 долларов за тонну. И даже запланированные 30 миллиардов рублей пока не могут быть собраны с шахтеров.

"В будущем я вижу признаки снижения спроса. Ведь поставки газа в ЕС также сократились. А в регионах, где есть возможность потреблять и газ, и уголь, эти энергоносители будут естественным образом конкурировать". "Поскольку "Газпром" теряет внешний рынок, больше поставок будет осуществляться на внутренний рынок, что может привести к ценовой конкуренции". - Ахим сказал. Речь идет только о тех регионах, которые уже газифицированы, сказал он. В то же время профессор указывает на снижение производства у крупнейших потребителей угля - сталелитейных предприятий.

Но судя по твердым и решительным заявлениям на форуме угольной промышленности в Кузбассе, правительство спокойно относится к перспективам добычи угля, предполагая, что есть расчеты как на экспорт, так и, что очень важно, на внутренний рынок. И Европе может совсем не понравиться альтернатива замораживания.

Больше интересных статей здесь: Промышленность.

Источник статьи: В Кемерово на отраслевом форуме 7 октября пренебрежение углем в ряде стран названо ошибочным, при этом перспективы угольной промышленности в России отныне определяются «важнейшим стратегическим решением» о ее развитии.