Советский Союз — самая большая страна в мире. Она занимает шестую часть суши. На ее территории — сотни тысяч населенных мест, городов и сел, промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Все они связаны друг с другом путями сообщений, транспортными линиями. Для перевозок грузов и пассажиров используются различные виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, авиационный, водный. Все эти виды транспорта составляют единую транспортную систему нашей страны. Они не конкурируют между собой в перевозке грузов и пассажиров, как в капиталистических государствах, а помогают друг другу в выполнении плана перевозок. При этом используются особенности и преимущества каждого вида транспорта, с тем чтобы доставлять грузы и пассажиров из одного места страны в другое по возможности скорее и дешевле. Такое сотрудничество всех основных видов транспорта как частей Единой транспортной системы возможно лишь потому, что они являются всенародной социалистической собственностью, управляются и планируются государством.
Железные дороги можно строить повсеместно и почти в любом направлении, работают они регулярно и могут перевозить очень много грузов. Поэтому, хотя постройка железных дорог обходится довольно дорого, именно железнодорожный транспорт перевозит основную часть грузов и пассажиров. Такие массовые грузы, как уголь, руда, металлы, машины, грузятся в вагоны непосредственно на подъездных путях предприятия, которое их производит, а выгружаются на подъездных путях предприятия-потребителя.
Построить обычную шоссейную дорогу стоит в 2—3 раза дешевле, чем железную. Но зато перевозка автомобильным транспортом обходится во много раз дороже, чем железнодорожным. Почему? Понять нетрудно: вспомните, что электровоз тянет за собой состав с тысячами тонн полезного груза, тогда как самый мощный грузовой автомобиль-самосвал может перевезти несколько десятков тонн, а обычные грузовые машины — всего 2—4 т. (Имеется, впрочем, очень немного автомобилей-самосвалов исключительно большой грузоподъемности — 140 т и даже больше). Поэтому расходы по перевозке железной дорогой распределяются на большую массу груза, чем при перевозке автомобилем, и на каждую тонну приходится меньше затрат. Перевозка 1 т груза, например, от Москвы до Ростова-на-Дону обходится по железной дороге примерно в 2 руб. 80 коп. — 3 руб. 20 коп. (в зависимости от рода груза), а от Москвы до Ленинграда — 2 руб. 20 коп. — 2 руб. 40 коп. Перевозка 1 т груза на те же расстояния автомобилем обойдется в 18—20 раз дороже.
Автомобилем выгодно перевозить грузы на короткие расстояния — до 50 км. На такие расстояния перевозить грузы железной дорогой накладно: в этом случае «постоянные» расходы, неизбежные и одинаковые при любом расстоянии, — по погрузке и выгрузке, подаче вагонов, расформированию поездов — распределяются на малое расстояние (в километрах), т. е. на 1 т- км перевозки падают значительные затраты.
Скоропортящиеся грузы — овощи, фрукты, живую рыбу — выгоднее везти автомобилем и на большие расстояния, так как автомобиль позволяет доставить их быстрее, чем железная дорога. На большие расстояния автомобильный транспорт перевозит грузы и пассажиров и в тех местах — на севере, востоке и юге страны, в горных районах, — где железных дорог мало.
Автомобильный транспорт доставляет грузы к железнодорожным станциям и пристаням, развозит прибывшие грузы на фабрики, заводы, в колхозы и т. д. Автомобили перевозят много строительных материалов, топлива, промышленных изделий в городах, а также зерна, картофеля, овощей, удобрений на селе.
Речным транспортом выгодно перевозить лесные грузы, нефть, строительные материалы и некоторые другие массовые грузы. Больше всего грузов перевозится по Волге и ее притокам, а также по Днепру, Северной Двине, а в Сибири — по Оби, Енисею. Велико движение грузовых и пассажирских судов и по каналам: каналу имени Москвы, Волго-Донскому имени В. И. Ленина, Волго-Балтийско-му — и по искусственным, созданным руками человека морям (см. Водные пути).
Пассажиры пользуются речным транспортом главным образом там, где нет железных дорог или нельзя лететь самолетом. Кроме того, путешествие на речном судне летом настолько приятно, что привлекает многих отдыхающих. В последние годы пассажиров перевозят быстроходные речные суда на подводных крыльях. Например, из Горького в Казань на таком судне можно добраться быстрее, чем на мощном теплоходе или по железной дороге.
Морской транспорт доставляет в Советский Союз товары, купленные за рубежом, и вывозит из нашей страны товары, которыми торгует со многими странами мира. Кроме того, он обслуживает внутренние перевозки в прибрежных районах. Морской транспорт самый дешевый. Большие морские суда могут сразу забрать очень много груза. Так, 40—50 тяжеловесных поездов понадобится, чтобы перевезти 100 тыс. т нефтяных продуктов, которые вмещает современный танкер (не самый крупный).
Воздушный транспорт (см. Авиация) используется для перевозки пассажиров и почты, особенно на большие расстояния, что дает значительный выигрыш во времени. Например, из Москвы в Хабаровск поездом надо ехать несколько дней, а самолетом можно долететь за 8 ч. На самолетах перевозят и некоторые грузы, нуждающиеся в особо быстрой доставке, — ранние фрукты, цветы, а иногда и ценное оборудование, приборы.
Трубопроводный транспорт служит для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа. Перекачка их по трубам обходится гораздо дешевле, чем перевозка в цистернах по железным дорогам или по шоссе. В последнее время все чаще находит применение одна из разновидностей трубопроводного транспорта — пневмотранспорт, который использует сжатый или, напротив, разреженный воздух для движения по трубам специальных контейнеров с грузом.
У нас и за рубежом успешно разрабатываются транспортные средства нового типа. К ним относятся суда на воздушной подушке. Проводятся опыты и с наземными транспортными средствами на воздушной подушке и магнитной подвеске. Для пассажирских перевозок испытываются также однорельсовые железные дороги, пока на короткие расстояния. Преимущества таких дорог — экономия энергии и металла, высокие скорости и безопасность движения, возможность автоматизации и т. д.
В перевозке обычно участвует сразу несколько видов транспорта, поэтому они должны работать четко и согласованно. Например, чтобы перевезти грузы по железной дороге, надо нередко подвезти их к станции отправления на автомобиле и автомобилем же вывезти со станции назначения. Железные дороги подвозят грузы к морским портам, где происходит перегрузка из вагонов в суда или с судов в вагоны. Да и пассажиры едут несколькими видами транспорта.
Чтобы перевозки совершались быстро, без задержек, надо тщательно согласовать расписание работы различных видов транспорта. Так, ко времени прибытия теплохода с грузом должна быть приурочена и подача железнодорожных вагонов. Время отправления самолета надо рассчитать таким образом, чтобы на него успели пересесть пассажиры прибывающего поезда. Если такой согласованности не будет, грузы с теплохода придется выгружать не сразу в вагоны, а сначала на склад и лишь потом в вагоны, а пассажиры потеряют время в ожидании пересадки. Для быстрой, без задержек перегрузки с одного вида транспорта на другой нужно, чтобы на морских и речных причалах (см. Порт) имелись в достаточном количестве подъемные краны и другие перегрузочные механизмы, чтобы к железнодорожным станциям, пристаням, аэропортам вели удобные автомобильные дороги.
Значительно ускоряет и удешевляет перевозку многих грузов применение контейнеров — больших прочных ящиков стандартных размеров. Их загружают непосредственно на фабрике или заводе тканями, обувью, книгами, мебелью и т. д. Затем грузовые автомобили перевозят контейнеры на железнодорожную станцию, на аэродром или в порт, где подъемные краны устанавливают их на железнодорожные платформы, баржи или теплоходы. По прибытии на место их перегружают — тоже с помощью кранов — снова на автомобиль, который и доставляет их непосредственно получателю. Понятно, что грузить и перегружать большой контейнер гораздо дешевле и быстрее, чем мелкие ящики.
Единая транспортная система страны обеспечивает слаженную работу всех видов транспорта и планирование перевозок как единого процесса.