(Малахия 2:10–16)
«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших? Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже, и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу. И вот ещё что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: “За что?” За то, что Господь был свидетелем между тобою и женой юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нём пребывал превосходный дух? Что же сделал этот один? Он желал получить от Бога потомство. Итак, берегите дух ваш и никто не поступай вероломно против жены юности своей. “Если ты ненавидишь её — отпусти, — говорит Господь, Бог Израилев, — обида покроет одежду его, — говорит Господь Саваоф. — Поэтому наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно”».
Малахия обращается к теме развода. То, что обсуждается именно развод, выясняется во второй части отрывка. Пророк подходит к обсуждению темы, задав три вопроса. Ответы на первые два очевидны, третий должен был заставить его слушателей задуматься о своей греховной практике.
Стих 10. Малахия начинает обсуждение темы с того, что подчёркивает важность единства тех, кто принадлежал к Божьему народу завета. Вопросы «Не один ли у всех нас Отец?» и «Не один ли Бог сотворил нас?» звучат так, как если бы Малахия говорил о единстве рода человеческого, уча тому, что Бог — Отец всего человечества, а все люди — братья. В определённом смысле эти банальности — истина (см. Деян. 17:26; Еф. 4:6). Однако, более вероятно, что в отрывке речь идёт о единстве народа Израиля, так как здесь говорится о завете.
Кто этот «один отец»? Речь может идти об одном из патриархов — Аврааме (см. Ис. 51:2) или Иакове (см. 1:2; 2:12; 3:6), — от которого произошёл иудейский народ. Однако, если первый вопрос синонимичен второму, тогда «один Отец» будет означать то же, что и «один Бог». Иудеи были созданы Богом и избраны быть Его особыми детьми (1:2, 6). Так как Создатель создал Свой народ завета, то все были братьями.
Ясно, что нехорошо человеку вероломно поступать друг против друга. Глагол багад, переведённый как «вероломно поступать», означает неверность человека в разнообразных близких отношениях, в которых другой человек ожидал верности. Сюда относятся взаимоотношения в браке (2:14; Исх. 21:8; Иер. 3:20), с родственниками (2:10; Иер. 12:6), с союзниками (Суд. 9:23), с друзьями (Иов. 6:15) и с Богом (1 Цар. 14:33; Иер. 3:20). Когда человек в Израиле «вероломно поступал», он демонстрировал неуважение к «завету», который должен был объединять израильтян друг с другом (и с Богом). Таким образом, он нарушал завет.
Каким образом стих 10 относится к проблеме развода, о которой идёт речь в последующих стихах? Идея, похоже, в том, что, когда мужчина разводился со своей женой, он «вероломно поступал» «друг против друга» (в Восстановительном Переводе сказано «каждый со своим братом», а в Современном Переводе — «люди обманывают своих братьев»). Возможно, подразумевалось, что неверность брачному обету ослабляет узы, связывающие общество. Возможно, пророк имел в виду, что мужчина, который разводился со своей женой, «вероломно поступал» с её отцом и братьями, пред которыми принимал на себя обязательство, соглашаясь жениться на ней. Малахия, также мог иметь в виду, что мужчина, разводящийся со своей женой иудейкой, «вероломно поступал» с ней, так как она была такой же частью народа завета, как и он. Находясь под заветом, они приходились друг другу родными в Божьей семье.
Стих 11. Один из аспектов греха, обличаемого здесь, заключается в том, что Иуда унижал святыню, женясь на дочери чужого бога. Хотя это заявление может относиться к народу в целом и означать, что Иудея поклонялась «чужому богу», в данном контексте более вероятно, что под Иудой собирательно понимаются мужчины в стране, женившиеся на иноземках, которые поклонялись иным богам. Для израильтянина повести себя так значило поступить вероломно, совершить мерзость. Такой поступок унижал или «осквернял» (Международное Библейское Общество; Российское Библейское Общество; Восстановительный Перевод) Божью «святыню». Возможно, некоторые мужчины приводили своих жён идолопоклонниц в святилище. Другой вариант — что «святыня» («святилище») означает Израиль как народ, а женитьба на идолопоклоннице оскверняла и развращала святой народ Божий.
Смешанные браки с неизраильтянами были запрещены Законом (Исх. 34:15, 16; Втор. 7:3, 4). Брак или интимные отношения с идолопоклонниками имели ужасные последствия в истории Израиля (Чис. 25:1–18; 3 Цар. 11:1–13; см. Быт. 6:1–7). В дни Малахии смешанные браки были большой проблемой, о чём свидетельствуют книги Ездры и Неемии (Езд. 9:1—10:44; Неем. 13:23–29). Бог запрещал Своему народу вступать в брак с иноземцами не потому, что Он хотел сохранить израильскую кровь чистой, а потому, что Он знал, что иноземные жёны собьют своих мужей с истинного пути. Что, кстати, и случалось в прошлом. Малахия стремился задействовать это учение Закона в качестве меры, предусматривающей, что народ Божий останется верным Ему.
Иностранцы, или «чужие», люди других культур и рас, всегда могли примкнуть к обществу Божьего народа, если они клялись в верности Богу Израиля и соблюдали Его заповеди. Раав и Руфь — вот только два примера среди многих, когда иноземки становились частью Израиля. Израильтянам также было предписано относиться к иностранцам, проживавшим среди них (даже к тем, кто не стал прозелитом), точно так же, как они относились друг к другу (Лев. 19:18, 34).
Стих 12. О чём предупреждал Бог того, кто женился на «дочери чужого бога» (2:11)? Такой человек заслуживает быть истреблённым из шатров Иаковлевых — из среды Божьего народа завета, — потому что был виновен в великом грехе. Бдящий на страже и отвечающий — это, скорее всего, поговорка, означающая «каждый». Тогда фраза означает следующее: «Каждый, кто так поступит — кто женится на иноземке, — будет истреблён».
Стих 13. Из-за их греха Бог не примет их жертвы. Поэтому они скорбели; они рыдали, вопили и обливали жертвенник Господа слезами (см. Международное Библейское Общество; Российское Библейское Общество; Восстановительный Перевод; Современный Перевод). Они плакали перед жертвенником, потому что Он не благоволил к ним, когда они приносили Ему жертвы. (Менее правдоподобное толкование состоит в том, что в отрывке речь идёт «о плаче жён, которых оставили ради иноземок». Намёк на такое толкование можно усмотреть в Синодальной Библии).
Откуда они знали, что Он не принимал их жертвы? Вероятно, Он демонстрировал Своё неодобрение их поведением, не посылая им физических благословений (см. 3:11). Когда они переживали засуху и/или получали скудный урожай, то заключали, что Бог недоволен ими, хотя они и продолжали приносить Ему жертвы.
Стих 14.
Обратите внимание: В редакции "Крокодила" в 1937 г. Был то ли пророк, то ли сумасшедший. .
Почему Господь не принимал их жертв? Почему Он не благоволил к ним, получая от них жертвоприношения? В этом стихе даётся ясный ответ: потому что они поступали вероломно со своими жёнами, разводясь с ними (см. 2:16). Это был грех против жены юности, с которой он прожил долгое время. Развод был грехом против его спутницы, подруги, товарища и любимой. Это был грех против той, которая была его женой по завету, по соглашению, засвидетельствовал который Сам Бог.Представление о браке как о «завете» между мужчиной и женщиной означает, что двое заключили соглашение, предполагающее ответственность с обеих сторон. Если мужчина разводится с женой, как делали те мужчины, то он нарушает завет и грешит против Господа завета.
Стих 15. Этот стих называют самым трудным стихом в книге. Сложность стиха очевидна уже из того, сколько различных его переводов существует.
«Но не сделал ли того же один, и в нём пребывал превосходный дух? Что же сделал этот один? Он желал получить от Бога потомство. Итак, берегите дух ваш и никто не поступай вероломно против жены юности своей» (Синодальная Библия).
«Не Бог ли сделал их одним целым? И плоть, и дух принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едины? Из-за потомства, которое угодно Ему. Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности своей жене юности» (Международное Библейское Общество).
«И разве не сделал Господь вас единым целым и телом, и духом? В чём предназначенье этого единого? Искать потомства, дарованного Богом. Потому берегите дух ваш и не предавай жену юности твоей» (Российское Библейское Общество).
«Но разве Он не сделал их одним? И остаток Духа принадлежал Ему. И почему одним? Он искал семени Божьего. Будьте же бдительны к вашему духу и пусть никто не поступает вероломно с женой своей юности» (Восстановительный Перевод).
«Бог хочет, чтобы мужья и жёны стали одним телом и одним духом, и чтобы они могли иметь потомство. Так что защищай этот духовный союз. Не будь вероломным против своей жены, она стала тебе женой, когда ты был ещё молод» (Современный Перевод).
Разные переводы — разные толкования. Если принимать перевод Синодальной Библии, то стих означает следующее: «Ни один человек, в ком есть Дух Божий (у кого те же представления о браке, что и у Бога) не поступит так, как поступали иудеи, потому что он, подобно Богу, желает получить благочестивое потомство. Поэтому позаботься о том, чтобы в тебе пребывал праведный дух, и не поступай вероломно со своей женой». Другие переводы предполагают другие интерпретации. Чарльз Фейнберг считает, что естественнее всего толковать данный отрывок в этом контексте развода в свете указания на «изначальное установление института брака Самим Богом». В Быт. 2:24 говорится об «одной плоти», и Малахия подчёркивает здесь слово «один». Имея неограниченную созидательную силу Своего Духа, Бог дал Адаму одну жену. Брак связывает одного мужчину и одну женщину в одно целое. От начала план был в том, чтобы благочестивые браки производили благочестивые семьи.
Принимая во внимание трудность перевода данного отрывка, не следует догматически подходить к его значению. Однако в стихе 15 очевидны две истины. Во-первых, одна из причин, почему Бог установил брак, союз одного мужчины и одной женщины, состоит в том, что Он хотел получить «благочестивое потомство». Во-вторых, Бог не хочет, чтобы мужья «вероломно поступали» со своими жёнами, разводясь с ними.
Стих 16. В Международном Библейском Обществе сказано: «Я ненавижу развод, — говорит Господь, Бог Израиля, — и того, кто покрывает свою одежду насилием, — говорит Господь сил. — Поэтому оберегай себя и не нарушай верности». Этот стих объясняет, чем грозило иудеям непринятие Богом их жертв. Вместо введения нового наказания, в стихе излагаются конкретные причины предшествующих проклятий и обличений. Недовольство Бога жертвоприношениями людей (2:13) было вызвано тем, что они бесчестили свои брачные обеты (2:15) — обеты, засвидетельствованные Самим Богом (2:14).
Прорицание пророка о браке достигает своей кульминации, когда Бог заявляет: «Я ненавижу развод». Такой перевод сделан в Международном Библейском Обществе, Восстановительном Переводе и Современном Переводе, и он соответствует сути отрывка.
В масоретском тексте, однако, сказано: «он ненавидит» вместо «Я ненавижу». Болдуин переводит еврейский текст следующим образом: «Если он ненавидит — пусть отпустит её» (ср. Синодальную Библию), а затем высказывает предположение, что данный текст «на раннем этапе был искажён некоторыми [книжниками], которые хотели привести учение Малахии в соответствие с тем, что написано во Втор. 24:1, где разрешается развод». Она делает правильный вывод, что «такое толкование перечёркивает всё, что пророк пытался передать».
Тем не менее, еврейский текст можно перевести таким образом, что он будет соответствовать остальной части отрывка. Джон Голдингей и Памела Скалис утверждают, что предложение условное: «Если он возненавидит и разведётся… то покроет свои одежды насилием».
«Развод» приравнивается к покрыванию своей одежды насилием. Человек, который разводится с супругой так, как описано в этих стихах, покрывает себя насилием! Поэтому Бог предупреждает: «Оберегай себя и не нарушай верности». Другими словами — «Смотрите, не разводитесь!»
Некоторые толкуют этот отрывок символически или образно, говоря, что в отрывке речь идёт об Израиле, разводящимся со своей женой — заветом, который он заключил с Господом, — «женившись на дочери чужого бога» (2:11), то есть поклоняющимся чужому богу в незаконных религиозных ритуалах. Однако самым логичным будет предположить, что в 2:10–16 говорится об иудеях, которые разводились со своими жёнами. Это подтверждается такими ключевыми фразами, как: «жена юности твоей», «подруга твоя», «законная жена твоя», «от Бога потомство», «развод» и «дочь чужого бога». Более того, буквальное понимание соответствует исторической обстановке V века до н.э., когда большой проблемой иудеев, переселившихся в Иудею, были смешанные браки (Езд. 9:1—10:44; Неем. 13:23–29).
Грех, описанный в 2:10–16, вероятно, заключался не только в разводе с женой. По-видимому, мужчины, которые были виновны в разводе с жёнами юности своей, были также виновны и в том, что женились на дочерях чужого бога. Вероятно, Бог через Малахию обличал израильтян в их грехе развода со своими жёнами иудейками ради того, чтобы жениться на иноземках, поклоняющихся чужим богам. Развестись с женой было само по себе плохо, но развестись для того, чтобы жениться на идолопоклоннице — ещё хуже, потому что это с большой степенью вероятности могло привести народ назад к идолопоклонству.
Как это учение о разводе согласуется с учением во Втор. 24:1–4, которое позволяло мужчине развестись со своей женой, если он найдёт «в ней что-нибудь противное» и даст ей «разводное письмо», когда отпустит её? Голдингей и Скалис предлагают три возможных объяснения 2:16 в свете Втор. 24. (1) Развод, о котором говорится в 2:16, «может быть описанием любого развода, особенно, возможно, с точки зрения жены». (2) Развод, о котором говорится в 2:16, возможно, был разводом только лишь по причине «антипатии» (или ненависти), а не из-за того, что в жене было найдено нечто «противное» (Втор. 24:1). (3) Развод, о котором говорится в 2:16, достоин осуждения, потому что он предполагал развод с женой-израильтянкой ради брака на чужеземке-идолопоклоннице.
Слова «Я ненавижу развод» выражают лежащее в основе отношение Бога к разводу, высказываемое на протяжении всей Библии; хоть Он и позволил развод, Он всё равно ненавидел его. Конкретный грех израильтян в дни Малахии заключался не в том, что они разводились со своими жёнами, а в том, что они разводились с ними, не имея на то законных оснований.
В тексте приводятся несколько причин, почему Бог ненавидит развод. (1) Когда муж разводился со своей женой, он поступал вероломно с подругой, с которой находился в отношениях завета. (2) Когда муж разводился со своей женой, чтобы жениться на иноземке, поклонявшейся чужим богам, он «унижал святыню Господню» и поступал вероломно с Богом. (3) Когда муж отпускал «жену юности своей», чтобы жениться на другой, он поступал вероломно с ней, нарушая свой завет с ней и оскорбляя Бога, который был «свидетелем» заключения этого завета. Таким образом, подобный грех совершался против общества людей, связанных заветом, против Бога и против жены этого человека.
Утверждение, что Бог «ненавидит развод», интересно тем, что ни в каком другом месте Закон не запрещает развод, а только регламентирует его, чтобы избежать злоупотреблений (Втор. 24:1–4). Однако этот факт согласуется с отношением к разводу Иисуса (Мф 5:31, 32) и Его объяснением того, что Бог дал разрешение на развод (Мф 19:1–9): с самого начала Бог не хотел, чтобы муж разводился со своей женой. Он ненавидит развод, но Он «позволил» его из-за жестокосердия Своего народа.
#пророк #библия #израиль #история израиля #христианство #религия #семья #семейные отношения #брак #общество
Еще по теме здесь: История.
Источник: Пророк малахия (ч.4): грех третий: нарушение своих брачных обетов.