Начало Руси 21 век до н.э.
Предисловие
Что это, подумает читатель. Ещё один последователь сумасшедшего академика Фоменко? Спешу успокоить читателя, автор относит себя к самым непримиримым противникам «Новой хронологии». Действительно, такой заголовок книги показался бы немыслимым ещё каких-то 20-25 лет назад, до открытия Аркаима, а ещё ранее Синташта.
Открытие этих уникальных археологических объектов способно изменить наши представления на роль и значение исторических событий последних 4 тыс. лет.
Уникальным в этом плане является 2033 г. Он обозначает важные события в Египте, Шумере и Руси, которые определили ход мировой истории на несколько столетий.
Спешу оговориться, что если Шумер и Египет были к тому времени централизованными рабовладельческими государствами, то о Руси этого времени нет письменных источников. Опираться приходится на данные археологии и косвенные письменные источники.
Изучая столкновение таких цивилизаций, невольно задаёшься вопросом: в чём причина взлётов и падений великих держав. Всем известно, что Шумер просуществовал около тысячи лет. Египет устоял под нашествием гиксосов, но последующие волны нашествий ассирийцкв, персов и мусульман, низвели его до заурядной мусульманской державы.
Из трёх арийских народов индусов, персов и славян, участвовавших в крушении Шумера, Египта и других держав Ближнего и Среднего Востока, судьба тоже весьма различна. Арии индусы совершили бросок в Индию, основав там великую индийскую цивилизацию, которой она остаётся и в настоящее время.
Арии персы тоже достигли статус великой державы во время господства на Ближнем и Среднем Востоке в качестве персидской империи, владевшей и Египтом и Вавилоном, которая постепенно превратилась лишь в регионального лидера ислама.
Путь Руси-России был более медленным и трудным, прежде чем она стала мировой серхдержавой, растеряв буквально в последние десятилетия тот авторитет, который она завоевала в ходе самой кровавой из всемирных войн.
Из таких исторических законов, которые управляют странами и цивилизациями выделим три группы.
Первую группу составляют историко-физические факторы, которые, как было показано в моей книге «Тайны астрофизики и древняя мифология» действуют на все народы. Это солнечная активность, которая изменяясь в одинндцатилетнем цикле, приводит к революциям и войнам, как это было открыто Чижевским, на наиболее активных циклах во время максимума солнцедеятельности.
Более долговременный фактор увеличения исторической активности народов открыл Гумилёв, назвав его пассионарностью. В основе его, как было показано в уже упомянутой книге, тоже лежит солнечная активность, но рассматриваемая на больших промежутках времени в несколько сотен лет. Именно такой вспышкой пасиионарности является рассматриваемый взрыв арийских народов, приведший, по-существу, к первой всемирной войне. Как было показано в той же книге на примере крестовых походов и татаро-монгольского нашествия, фактором, приведшим к такому длительному изменению солнечной активности был взрыв сверхновой звезды в 1054 г., на месте которой образовалась знаменитая Крабовидная туманность.
Вторую группу законов составляют чисто исторические законы развития обществ, которые определяют кроме временных законов рождения, развития и смерти стран, цивилизаций, проиходящих из природных, мифологических и исторических корней народа, также и способность народов быть подверженными фактору пассионарности, а также способностью впитывать и использовать все научные, культурные и технические достижения своего времени. Солнечная активность действует на всех, но не везде случаются революции и войны.
Третью группу законов определяют, если можно так выразиться, генетические законы развития общества. Основу шумерской цивилизации составил индо-европейский народ, который в своём развитии, по-видимому вышел из приднепровской местности, где в Запорожье, в Каменной могиле остались протошумерские надписи. За время его перемещения через Малую Азию (стоянка Чатал-Гуюк) на территорию Междуречья он претерпел определённые изменения, состоящие в том, что они стали называть себя «черноголовыми». После первой династии Ура, народы шумера были покорены семитскими племенами, основавшими державу Шумера и Аккада. Спустя почти тысячу лет после основания первой династии Ура, третья династия Ура была сметена вновь прешедшими «варварскими» племенами индоевропейцев и семитов, похоронивших эту великую цивилизацию, которую не спасли ни укреплённые города, ни крепости, ни заградительные стены, перегородившие всё междуречье Тигра и Ефрата.
2033 г. до н.э. В стане городов, в районе Аркаима, поселения арийцев, разъезжают снаряжённые боевые колесницы, лёгкие танки Древнего Мира, сокрушившие в последствии Шумер и Египет.
На одной из стоянок в районе Кривого Озера Южного Урала, (Челябинская область), всего в каких-то 300 км от Челябинска, где во время Великой Отечественной войны выпускались танки Т-34, сокрушившие фашистов, на археологическом объекте синташтинской культуры, обнаружена боевая колесница, датированная по костям лошади 2026 годом до н. э.
Честь изобретения классических колесниц (на колёсах со спицами) приписывается индо-европейским племенам, кочевавшим на юге России. Именно из этой степной зоны распространились они по всему миру — в Митанни, Китае и Европе. Самые ранние классические колесницы были обнаружены в захоронениях индоевропейских племен на территории Южного Урала. Как известно, арии хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах.
Именно изобретение колеса на спицах создало из колесницы грозное и всесокрушающее оружие, встяхнувшее весь Древний Мир. Произошло это в первой четверти второго тыс. до н. э. Именно тогда колесница стала вершительницей судеб народов — арии на «громовых запряжках» ворвались в долину Инда, шаньцы в XVIII в. до н. э. захватили Китай (вернее центральную часть нынешнего Китая), в Европе колесницы достигли Аппенинского полуострова, загнав окружающие народы в горы и леса.
Ратха-ятра ("шествие колесниц") считается одним из древнейших праздников на планете. Его возраст, согласно упоминаниям в индийских пуранах, достигает 5 тысяч лет
Египту так же досталось, но не от степняков Евразии, а от конгломерата народов: ближневосточных кочевников, арийских народов сокрушивших Шумер и «народов моря», весьма быстро принявших на вооружение конные колесницы.
Центр появления конной боевой колесницы это район северо-восточного Ирана и Южного Урала. Недавно найденные на Южном Урале захоронения с колесницами позволили чётко увязать ближневосточные и дальневосточные запряжки начала второго тыс. до н. э. Древнейшая известная учёным колесница классического типа обнаружена в районе Кривого Озера (Челябинская область), на археологическом объекте синташтинской культуры.
Арийский способ боя, с достаточно большей долей вероятности можно реконструировать как смесь транспортной и стрелковой функций, благо высокая скорость запряжек (в Иране на рубеже 3 — 2 тысячелетия изобрели колесо со спицами (по крайней мере, самое раннее изображение такого колеса именно оттуда)) этому весьма способствало.
Распространение арийских колесниц
Судя по археологическим данным «раннебалканский» вариант применения колесниц имел достаточно глубокие «шумерские» корни — боевые запряжки через Малую Азию в Южную Европу попали именно в варианте двуосников, да и позднее кельты — прямые наследники Баденской культуры, помимо одноосных «восточных» типов колесниц до самого позднего времени использовали двуосные «боевые телеги», причём в ударном варианте.
Синташта — комплекс археологических памятников эпохи бронзы. Находится на правом берегу реки Синташта (левый приток р. Тобол) между пос. Рымникский и Мирный в Брединском районе Челябинской области. Включает укреплённое поселение Синташта (памятник СП), Большой синташтинский курган (СБ), Синташтинский могильник (СМ), Синташтинский III курган (СIII) и Малый (грунтовый) синташтинский могильник. Обнаружен в 1968 году экспедицией Уральского государственного университета. Исследования и раскопки велись Урало-Казахастанской археологической экспедицией под руководством В. Ф. Генинга и Г. Б. Здановича до 1986 года включительно. В работах по изучению Синташтинского комплекса принимали участие такие уральские археологи, как Л. Н. Корякова, В. И. Стефанов, Н. Б. Виноградов и др.
Укрепленное пос. Синташта в значительной степени разрушено изменившимся руслом реки. В древности имело кольцо оборонительных сооружений, которые окружали сплошные кварталы крупных жилых построек. Площадь поселения 14,5-15 тыс. кв. м. Основу фортификационных сооружений составляли стена, сложенная из грунта и дерева, и ров. Сохранились два въезда в поселение: южный, обращенный к реке, северный — к храмово-погребальному комплексу и могильнику.
В большом могильнике — 40 могил, в малом — 9. Мужские захоронения сопровождались погребением лошадей: положение их ног имитирует бег. На глиняной керамике встречается орнамент в виде свастики. На одной из стоянок (Кривое озеро) обнаружена боевая колесница, датированная по костям лошади 2026 годом до н. э. Таким образом, носители синташтинской культуры использовали первые сохранившиеся колесницы в истории.
Ближайшее соответствие Синташте — Аркаим, который также датируется XXII—XVII вв. до н. э. и близок к Синташте по форме и размерам, однако сохранился в более удовлетворительном состоянии. Как и в случае с Аркаимом, атрибуция представляет известные сложности. Наиболее общепринято мнение, что поселение принадлежало раннему иранскому (или даже индо-иранскому) этносу.
Аркаим — укреплённое поселение эпохи бронзы. Расположено в южно-уральской степи, в 8,2 км к северо-северо-западу от посёлка Амурского и 2,3 км к юго-юго-востоку от посёлка Александровского, в Брединском районе Челябинской области.
Открыт в 1987 году группой челябинских учёных под руководством С.Г.Боталова. Предыстория открытия памятника была связана с охранными мероприятиями в зоне строящегося Большекараганского гидроузла. Несколько отрядов (С. Г. Боталова, С. А. Григорьева, Г. Б. Здановича, В. С. Мосина, А. Г. Гаврилюка) вели работы на этой территории. Были обследованы: стоянка Усть-Утяганская, поселение Черкасы II, а так же группа курганов и могильников. Но главная находка была сделана отрядом С. Г. Боталова. Было обнаружено укреплённое поселение Аркаим.
Города и укреплённые поселения аркаимского типа в настоящий момент обнаружены на значительной площади, охватывающей юг Челябинской области, юго-восток Башкортостана, восток Оренбургской области и север Казахстана. Хронологически они относятся к эпохе средней бронзы, то есть их возраст примерно 3,8—4 тысячи лет. Начало исследованиям положили раскопки поселения Синташта. Историко-культурным заповедником «Аркаим», институтами и университетами Челябинской, Свердловской, Оренбургской областей, а также специалистами из США, Голландии, Германии, Украины.
Поселения аркаимского типа в отличие от других поселений бронзового века Южного Зауралья имеют свою специфическую особенность: сопряжённые стенки жилищ, располагающиеся в форме круга, овала или прямоугольника, довольно большой размер поселенческих памятников, которые, соответственно, не могли существовать долго на локализованной территории в виду исчерпания природных ресурсов. Поэтому традиционно считается, что культура Синташты возникла в ходе витка индоевропейской миграции, проходящего по землям Южного Зауралья. Носители данной культуры не так долго жили на наших территориях. Вскоре они покинули свои загаженные поселения и отправились в другие степи. До сих пор среди ученых идут споры о принадлежности памятников данного типа. Есть три основных версии происхождения таковых: теория местного субстрата, не выдерживающая никакой критики; теория ближневосточого происхождения Синташты (Григорьев С.А.) которая не признается практически никем и теория миграций с Запада, причиной которых послужил распад циркумпонтийской металлургической провинции -эта теория поддерживается основной массой исследователей на данный момент.
По найденным в могильниках черепам был восстановлен облик жителей Аркаима, оказавшихся европеоидами.
Отрывок из книги И. Ю. Стогова «Пепел империй. В поисках законов истории».
«Весь регион от Сирии до Иранского нагорья представлял собой в этот период множество враждующих между собой удельных княжеств.
Военные союзы создавались и тут же распадались. Существовала сложная система явных и тайных договоров, взаимных обещаний и предательств.
В XVIII веке Передняя Азия переживала этнографические сдвиги, сопоставимые разве что с эпохой переселения монгольских орд.
Автор того времени писал:
"Азиаты отняли скот у пашущих, разъярились в мощи своей.
Князья не управляют, а дела творятся, как не должно.
День начинается с неправды, солнце заволоклось, жить нельзя.
Реки стали сушью, страшная птица родилась в болотах.
Люди смеются смехом страдания и уже не плачут из-за смерти.
Земля мала, а правителей много.
Сын - враг, брат - ненавистник, человек готов убить отца своего.
Гибель..."
Волна племен (среди которых впервые появились арийские) с востока обрушилась на Месопотамию и овладела Вавилоном. С севера на те же земли двигались хеттские племена, также претендовавшие на Вавилонию, Ассирию и Палестину.
С юга, из пустынь Аравии, надвигалась новая волна семитских племен. Столкнувшись с хеттами и хурритами, эти народы, по-видимому, потерпели поражение и, повернув на Запад, устремились в Египет, где и обосновались на полтора следующих столетия...
Так описывал данный период один из современных исследователей. В XVIII столетии политические и культурные центры предыдущего периода приходят в упадок.
Подробности того, что происходило в Месопотамии в этот период, туманны, да, собственно, и не важны. Ситуация кардинально менялась каждые семь-десять - пятнадцать лет.
Что было дальше, нам не известно. Ученые ищут письменные документы, относящиеся к этому времени, но пока не находят».
2033 г. до н.э. Египет, объединение Египта Ментухотепом II
Обратимся к Египту. Среднее царство (XI-XII династии) — первая египетская «мировая держава». В 2133 до н. э. – центральное событие рассмативаемого периода объединение Египта Ментухотепом II под властью фараонов Фив из 11-й династии.
Вот как об написано в книге И. Ю. Стогова «Пепел империй. В поисках законов истории».
«Русский египтолог Борис Тураев писал:
В истории человечества существует несколько мест, где на ограниченном пространстве в течение веков были накоплены мощные духовные сокровища.
Для древнего мира это афинский Акрополь и римский Форум. Для западной Европы — лондонский Парламент и Париж с Версальским дворцом. Для христианского Востока — московский Кремль.
Но нигде на земле невозможно найти другого места, до такой степени изобилующего величайшими памятниками глубочайшей древности, как египетские Фивы.
Этот город, «око Ра, град могучий, владыка всех градов», прославлен в Библии и Илиаде. Древние произведения искусств, извлеченные из почвы Фив, наполнили музеи Каира, Европы и Америки, но по-прежнему этот рудник представляется неисчерпаемым.
Деревеньки, ютящиеся сегодня в тени древних руин, носят новые имена. Их население успело дважды сменить язык и религию. Но до сих пор местные жители не могут забыть древнего величия.
Им все еще снится золотая статуя Амона, на ладье плывущая по водам древнего Нила…
Начиная с XXII века до Р.Х. страна начинает объединяться. Новый Египет совсем не похож на прежний.
Пока что центр будущего государства не определен. «Владыками Обеих Земель» провозглашают себя царьки самых различных территорий.\На крайнем Юге Египта, там, где Нил ближе всего подходит к Красному морю, до поры до времени влачили незаметное существование два поселка, объединенные одним названием — Фивы. Вокруг них постепенно и начинает объединяться новый Египет.
Фиванские князья подчиняют себе весь египетский Юг. Затем они разбили главных соперников — князей Гелиополя. Спустя еще век Ментухотеп II (2065—2015) на двадцати кораблях поднялся до самой Дельты, по ходу дела покоряя княжество за княжеством.
Божество фиванцев, гусь-гоготун Амон, расправляет крылья над просыпающимся Египтом.
При царях великой Двенадцатой династии Египет переживал золотой век своей истории. Блестящих монархов окружал блестящий двор. Аристократы проводили дни в военных упражнениях.
Куртуазные монархи покровительствуют искусствам и наукам. В столицу съезжались поэты и художники со всей страны. Здесь же были составлены первые математические и медицинские папирусы. Написаны древнейшие из дошедших до нас повести и поэмы. Египетский язык того времени был признан классическим.
Именно при дворе фиванских владык жил лучший поэт египетской древности, великий Неферхотеп. Он и другие придворные сказители прославляли подвиги своих августейших патронов:
Нет божества, равного ему! Нет никого, кто мог бы его превзойти!
Воистину, доблестен царь и могуча десница его! Никто не сравнится с ним, когда он обрушивается на варваров или устремляется в битву! Он сгибает руками рог! Руки врагов его ослабевают, они не могут сплотить свои ряды!
Зоркий, он поражает их прямо в темя! Быстроногий, он поражает бегущих! Отважный, он без страха встречает нападение, не отступает, а сам бросается на врага!
Не страшится он орд, идущих с востока! С радостью нападает он на варваров! Он хватает свой щит и повергает врагов на землю! Когда он убивает, ему не приходится повторять удара!
Он сражается без устали, он не щадит никого!…
Какое-то время просыпающаяся страна была равнодушна к деятельности царей-объединителей. Их отряды встречали лишь редкое сопротивление. Тем не менее пример Двенадцатой династии не мог не вдохновлять».
В целом при XII династии Египет превратился в довольно крупную державу на Ближнем Востоке, а присвоение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей. Именно в период Среднего царства возник «средний класс» египетского общества, однако эксплуатация «царских людей» приводила к осложнению социальной ситуации.
Около 1783 до н. э. социальные противоречия привели, очевидно, к взрыву народного недовольства. На короткое время власть перешла в руки народа. Возникшим тяжелым внутренним положением в стране воспользовалась смешанная этническая группа, получившая название гиксосы. Гиксосам удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй переходный период (1640—1552 до н. э.).
Слово «гиксос» («хека-шасу») — египетское, и означало сначала только гиксосских фараонов (дословно «гиксос» означает «иноземный правитель» или «царь пастухов»), а затем и всего гиксосского племени. Подлинное самоназвание гиксосов неизвестно.
Предыдущая информация о гиксосах была более чем 10-летней давности. После выхода книги Вейгалла «История фараонов» хронологию гиксосов, как и значительную часть истории фараонов приходится переписывать. Вот фрагмент книги Вейгалла.
Хронология правления царей XV династии
Колесницы гиксосов
Дата восшествия на престол первого представителя XVIII династии хорошо известна. Данное событие произошло в 1576 г. до и. э. Цари XVII династии, правившие, как известно, одновременно с представителями XVI династии, царствовали, согласно труду Манефона, 151 год. Следовательно, они начали править в 1727 г. до и. э.
Обратите внимание: Древнегипетский артефакт кто-то попытался продать его на аукционе в Лондоне.
К XVII династии относились местные египетские цари, правившие в Верхнем Египте. Наиболее подходящим временем для ее утверждения мог стать момент смерти выдающегося гиксосского правителя Хиана, который пресек находившиеся в зависимости от него XIII и XIV династии. После него на трон гиксосов воссел малозначительный царь Ашеши, Асси(с) Манефона, очевидно потерявший Верхний Египет, потому что источники, в которых упоминается его имя, археологам удавалось находить только в дельте.Таким образом, мы можем предположить, что Хиан умер в 1727 г. до н. э. Правильность этого вывода подтверждается весьма интересным фактом. Судя по папирусу, датированному 11-м годом царствования, вероятно, Хиана, в том году были пропущены пять дополнительных дней, с которых начинался египетский календарный год. В итоге связанный с ними праздник пришлось устраивать в первые дни первого месяца года, то есть сразу после дня нового года, а не в последние дни года предыдущего, непосредственно перед днем нового года. Теперь нам известно, что примерно в это время к календарному году был добавлен месяц, чтобы привести его в соответствие с временами года, так как с периода правления царей XVIII династии год стал начинаться с месяца Тот, который в эпоху царствования XII и предыдущих династий был вторым месяцем года.
Чтобы объяснить и уточнить дату этого пропуска дополнительных дней, мы должны выяснить, в каком году древнеегипетский календарь (из которого ввиду отсутствия високосного дня каждые четыре года «выпадал» один день) нуждался в исправлении ровно на один месяц из-за того, что дополнительные дни, которые должны были прийтись на период с 15–16 октября по 20–21 октября, выпали на 15–16 – 20–21 сентября. Обратившись к таблицам Питри – Нобела, мы увидим, что календарным годом, отстававшим от времен года ровно на один месяц, был 1767 г. до н. э. Другими словами, тогда Хиан решил пропустить дополнительные дни и сделать так, чтобы за последним днем последнего месяца календарного года сразу следовал первый день первого месяца. Далее, после окончания этого месяца, были снова введены дополнительные дни, после которых опять начинался первый день первого месяца. Таким образом, пропустив дополнительные дни и дважды повторив первый месяц года, он превратил второй календарный месяц в первый, в результате чего календарь снова стал соответствовать временам года.
Следовательно, этот перенос дополнительных дней на 11-м году правления Хиана, очевидно, произошел в 1767 г. до н. э. Так как Хиан правил 50 лет, он, вероятно, скончался в 1727 г. до н. э. Тогда же, как было сказано выше, на престол взошел первый представитель XVII династии, за 151 год, как пишет Манефон, до установления XVIII династии. Таким образом, датировка царствования Хиана 1777–1728 гг. до н. э. (и частью 1727 г. до н. э.) кажется вполне достоверной. Благодаря этому у нас есть точная дата начала правления царей XV династии.
В своем сочинении «Против Апиона» Иосиф Флавий, цитируя Манефона, пишет о том, что первым представителем этой династии был Салитис, который царствовал 19 лет, за ним следовал Бнон, правивший 44 года, потом – Апахнас (36 лет и семь месяцев), за ним – Апофис (61 год), Ианнас (Хиан) – 50 лет и один месяц, а после него – Ассис (49 лет и два месяца). Согласно другим версиям труда Манефона, к династии относились следующие правители: Саитес (Салитис), 19 лет; Бнон, 40 лет; Архлес (Апахнас), 14 или 30 лет; Апофис, 14 или 30 лет. В результате соотнесения этих версий мы получаем такой перечень: Салитис – 19 лет; Бнон – 40 или 44 года; Апахнас – 36 лет и семь месяцев, 30 или 14 лет; Апофис – 61, 30 или 14 лет; Ианнас – 50 лет и один месяц; Ассис – 49 лет и два месяца. Из папируса Ринд нам известно, что Апофис правил 33 года или более, так как этот источник датируется 33-м годом его царствования. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что он правил 36 лет и семь месяцев, которые, вероятно, были приписаны Апахнасу. Последний, соответственно, мог царствовать 14 лет, то есть он вступил на престол в 1827 г. до н. э. Число 61, возможно, является суммой длительности трех правлений – 36, 14и 11 лет.
Мы уже видели, что примерно в период правления Хасехемра Неферхотепа (1860–1850 до н. э.) цари XIII династии потеряли дельту, а значит, гиксосские правителя XV династии установили там свою власть примерно в то время. Следовательно, мы можем отнести правления Салитиса и Бнона, предшествовавших Апахнасу, к периоду между 1860 и 1827 гг. до н. э. Датировка 19-го года царствования Салитиса, очевидно, не вызывает вопросов, поэтому нам необходимо уточнить время правления Бнона. Возможно, я имею право предположить, что он царствовал 11 лет, а не 44 года, о которых пишет Манефон, так как в различных версиях его сочинения цифры 1 и 4 иногда путаются, как в случае с продолжительностью правления царей XIII и XIV династий и с длительностью царствования Ратуреса, который, согласно тексту, правил 44 года вместо положенных 11 лет. Следовательно, восшествие Бнона на престол нужно отнести к 1838 г. до н. э., а Салитиса – к 1857 г. до н. э., что вполне логично, так как в то же время, когда представители XIII династии потеряли дельту, правил Хасехемра Неферхотеп.
Для того чтобы подтвердить эту довольно умозрительную датировку, мы можем привести один факт, который, правда, не вызывает особого доверия. Исход, вероятно, произошел в 1346 г. до н. э., и я надеюсь, что смогу доказать это, когда речь пойдет о данной эпохе. Иосиф Флавий, цитируя в своем сочинении «Против Апиона» Манефона, сообщает, что гиксосы, или азиаты, находились в Египте на протяжении 511 лет. Читателю его труда становится понятно, что он связывал Исход с окончанием их пребывания там. 1857 г. до н. э., в котором, как я писал выше, на трон взошел первый гиксосский царь Салитис, ровно на 511 лет отстоит от 1346 г. до н. э., даты Исхода.
Таким образом, мы можем датировать правление царей XV династии следующим образом:
1. Салитис, 19 лет 1857–1839 гг. до н. э.
2. Бнон, 11 лет 1838–1828 гг. до н. э.
3. Апахнас, 14 лет 1827–1814 гг. до н. э.
4. Апофис, 36 лет и 7 месяцев 1813–1778 гг. до н. э.
5. Ианнас, 50 лет и 1 месяц 1777–1728 гг. до н. э.
6. Ассис, 49 лет и 2 месяца 1727–1679 гг. до н. э.
По моему мнению, эти цари, несомненно, были перечислены в Туринском папирусе. Конец текста утерян, но, судя по палеографическим особенностям, он был составлен в период правления XVII династии. Вполне возможно, что в нем были перечислены все фараоны, царствовавшие в Египте вплоть до представителя этой династии Нубхеперура Интефа, правившего около 1650 г. до и. э. Таким образом, мы вполне можем рассчитывать на то, что в него были включены имена царей XV гиксосской династии. Среди имен правителей, перечисленных на отдельных фрагментах текста, известных под номерами 122, 123 и 112, которые не удалось соотнести с другими, можно увидеть по крайней мере одно определенно гиксосское.
Первые три имени, вероятно, носили последние цари XIV династии. Далее следует имя правителя, которого вполне можно отождествить с Салитисом. Затем идет имя, несомненно принадлежащее Бнону. Возможно, следующее относится к Апахнасу. Имена Апофиса, Ианны и Ассиса могли быть приведены на фрагменте, утраченном в настоящее время. За ними, вероятно, следовали имена двух представителей XVII династии, в одно из них входило слово «нуб», а второе, очевидно, принадлежало одному из более поздних правителей, носивших имя Апепи.
Теперь следует отдельно рассказать о каждом гиксосском царе.
Салити, или Сайте:…Кара Сенати
1857–1839 гг. до н. э
В своем трактате «Против Аниона» Иосиф Флавий приводит следующую цитату из труда Манефона[69]: «Был у нас царь по имени Тимаос. В его царствие бог, неведомо мне почему, прогневался, и нежданно из восточных стран люди происхождения бесславного, дерзкие, напали на страну и без сражений легко овладели ею. И, властителей ее покорив, они безжалостно предали города огню и святилища богов разрушили. А с жителями поступали бесчеловечно жестоко – одних убивали, а детей и жен других уводили в рабство. Наконец, и царем они сделали одного из своих, имя его Салитис. Он обосновался в Мемфисе, верхнюю и нижнюю земли обложил данью и разместил вооруженные отряды в наиболее подходящих местах. В особенности он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя возможность вторжения ассирийцев в его царство. Найдя в Сетроитском номе на востоке от реки Бубастит весьма удобно расположенный город, который по древнему религиозному сказанию назывался Аварис, он отстроил его, укрепил неприступной стеной и разместил в нем многочисленный отряд, состоявший из двухсот сорока тысяч воинов. Он отправлялся туда летом, чтобы доставлять продовольствие и денежное содержание и приучать войско к постоянной бдительности ввиду опасности нападения соседей. Он умер, царствовав девятнадцать лет…»
Как будет сказано выше, Манефон, вероятно, перепутал завоевание восточной дельты Салити(сом) с захватом всего Египта Апофи(сом), который являлся четвертым представителем династии и занял престол примерно на 45 лет позже. Следовательно, египетский царь Тимайо(с), или Тутимайо(с), был скорее современником Апофи(са), чем Салити(са). Поэтому речь о нем пойдет в параграфе, посвященном правлению этого гикосского царя. Салити(с), по моему мнению, никогда не распространял свою власть на весь Египет. Он только вторгся в восточную дельту и закрепился там. Мемфис оказался под властью гиксосских захватчиков лишь во время царствования Апофи(са). Тогда же цари XIII и XIV династии попали в зависимость от гиксосов.
Следует помнить, что в конце правления царей XI династии восточная дельта была захвачена азиатскими кочевниками, проникшими туда из пустыни и с окраин Палестины из-за сильного голода, свирепствовавшего в данных регионах. При первых правителях XII династии эти иноземцы, среди которых был еврейский патриарх Авраам, были изгнаны, и основной караванный путь, ведущий в Египет, был перегорожен стеной, которая должна была препятствовать их возвращению. Уже в правление Сенусерта II эти кочевники начали снова проникать на территорию страны, а Аменемхет III назначил на высокий государственный пост Иосифа.
При первых царях XIII династии восточная дельта снова стала кишеть этими кочевниками, среди которых, возможно, были потомки братьев Иосифа и других членов его семьи. Их богатство, должно быть, настолько поражало воображение живших в пустыне племен, что в конце концов те решили вторгнуться в страну. Их вели шейхи или вожди – люди, занимавшие в обществе то же положение, что и Авраам и Иаков, – которых, подобно Абше, жившему в период царствования Сенусерта II, обычно называли хику-хесу, «правителями пустынь». Во времена Манефона слово «хесу», «пустыни», вероятно, было спутано со словом «шесу», «бедуины», или «пастухи», и оба они произносились примерно как «шус», «шос» или «сос». Следовательно, он называет этих захватчиков хику-шос, или гиксосами (иногда слово писалось как «хикшос»), переводя их название как «правители пастухов» вместо «правителей пустынь». Поэтому они известны нам как «цари пастухов». Следует отметить, что это название им вполне подходит, так как богатством они во многом были обязаны своим стадам.
Пришельцы, вторгнувшиеся в Египет, очевидно, относились к разным семитским народам. Вполне возможно, что среди них были предки еврейского народа. Иосиф всеми силами старается подчеркнуть этот факт. Многие из них были сирийцами, другие – арабами-кочевниками, третьи, подобно Аврааму, пришли из Месопотамии, четвертые – с Аравийского полуострова, а некоторые из них на протяжении нескольких столетий жили на южных окраинах Палестины и на восточной границе дельты. Они упоминаются в повести Синухета; на этих людях, сопровождавших Абшаи, дорогие наряды, свидетельствующие об их богатстве. Их бронзовое оружие превосходило египетское. Именно они привезли в Египет лошадей и колесницы, неизвестные прежде обитателям долины Нила.
Вторжение этих кочевников в северо-восточные области страны происходило постепенно и планомерно, вследствие чего, когда началась основная стадия захвата страны, в котором на этот раз приняли участие войска, жившие там мирные египтяне признали их власть, даже не пытаясь сражаться. Вскоре эта смуглая и чернобородая орда стала властвовать во всей восточной части дельты, включая такие важные города, как Цоан (Танис), Джедет (Мендес) и Бает (Бубастис). Населявшие их гладко выбритые египтяне со свойственной им аккуратностью сохраняли свою цивилизацию и обычаи, несмотря на многочисленные трудности и внушаемый захватчиками страх.
Столицей иноземцев стал Аварис. Аварис, или Авар (без греческого окончания – ис), – это древнеегипетский Хуту-арет. Однако его место не удалось точно идентифицировать. Манефон сообщает, что этот город располагался в Сансском номе, на восточном берегу Бубастийского сайта. Однако в связи с тем, что ном находился вдалеке от Бубастиса, слово «Сансский», вероятно, является неправильным прочтением какого-то другого географического названия, и его не следует принимать во внимание. Африкан, приводя отрывок из труда Манефона, пишет: «Пастухи основали город в Сетроитском номе». Большинство исследователей считали, что в этой цитате говорится об Аварисе, «Сансском» необходимо заменить на «Сетроитском» и, следовательно, Аварис находился недалеко от Сетроэ, расположенной рядом с Танисом, на берегу озера Мензалех. Но, как отметил Питри (Hyksos and Israelite Cities, p. 10), согласно Манефону, Аварис был укреплен, чтобы не допустить новые вторжения из Сирии, а Танис слишком далеко отстоит от пути, по которому должны были следовать захватчики. Таким образом, Аварис следует искать в местности, через которую мог проходить путь из Сирии к Мемфису, стратегическому центру Египта.
Питри приводит довольно весомые доказательства в пользу гипотезы о том, что с Аварисом следует отождествить масштабную гиксосскую крепость и военный лагерь, раскопанные им в Телль-эль-Яхудии. Они находятся на восточном берегу Бубастийского сайта, недалеко от пути из Сирии, идущего через Вади-Тумилат в Мемфис. Согласно другому предположению, с Аварисом необходимо отождествить Пелусий, город, располагавшийся рядом с высохшим в настоящее время Пелусийским рукавом Нила. Однако я не считаю, что доводы, которые приводят сторонники этой гипотезы, настолько же убедительны, как свидетельствующие в пользу нахождения Авариса на месте современной Телль-эль-Яхудии.
Здесь, в Аварисе, захватчики наконец провозгласили наиболее выдающегося из своих вождей царем, и испуганным жителям восточной дельты ничего не оставалось, кроме как признать его своим фараоном и наделить его традиционной царской титулатурой. (В более поздние времена, когда в страну вторглись сначала персы, потом греки и, в конце концов, римляне, они поступили таким же образом.)
Картинки из жизни шумеров. 2600 лет до н.э. На картинках есть изображения тележек, даже есть колесница, нет колеса со спицами
2033 г. до н. э. Шу-Суэн приказал построить заградительную стену в районе среднего течения Евфрата
Шу-Суэн - царь Ура, царь Шумера и Аккада (ок. 2037 - 2028 гг. до н. э.), из III династии Ура. Шу-Суэн, как и его предшественники, вёл непрерывные войны (на западе и востоке) на всём протяжении всего своего царствования. Так на 3-ем году правления (ок. 2034 г. до н. э.) Шу-Суэн разгромил Шиманум, увёл в плен местных жителей и поселил их, как государственных работников в окрестностях Ниппура. А на 7-ом году (ок. 2030 г. до н. э.) подчинил город-государство Запшали, расположенное где-то на пограничной хуррито-эламской территории. Для укрепления своих позиций на востоке в Эламе, Шу-Суэн выдал свою дочь (сестру Ибби-Суэна) замуж за энси Аншана. В 2031 г. до н. э. в Ур прибыл посланец царя Гирнамме, что является оправной датой создания хронологии эламского царства Симашки.
В правление Шу-Суэна участились нападения западносемитских кочевников - амореев на границы его царства. Чтобы защититься от них Шу-Суэнй приходилось с большей поспешностью, чем его предшественникам строить оборонительные стены вокруг городов. На 4-ом году правления (ок. 2033 г. до н. э.) Шу-Суэн приказал построить заградительную стену в районе среднего течения Евфрата.
Эта стена, протянувшаяся на 26 бэру (примерно 200 км) вдоль края "гипсовой" пустыни от Евфрата до Тигра, получила название "Отдаляющая диданов". Диданум или дуднум так называлось одно из аморейских скотоводческих племён. На 5-ом году (ок. 2032 г. до н. э.) Шу-Суэн воздвиг укрепления вокруг какого-то, не идентифицированного наукой города Марту, расположено в западной части его державы. При Шу-Суэне укреплялись стены Ура и Урука.
Ибби-Суэн — царь Ура, царь Шумера и Аккадa (ок. 2028 — 2003 гг. до н. э.), последний из III династии Ура. Сын Шу-Суэна.
Нашествие амореев
Хотя Ибби-Суэн и был, так же как его предшественники, обожествлён при жизни, но он уже не пользовался таким могуществом. В его правление аморейские орды, даже не пытаясь прорваться на юг через раскалённую «гипсовую пустыню» и построенную царскими работниками заградительную стену, перешли Верхнюю Месопотамию поперёк с запада на восток переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад.
Разгром Ура
Но всё же Ибби-Суэн сумел продержаться в Уре до 2003 года до н. э., когда амореи пропустили через занятые ими земли войско царя эламской области Симашки Хутран-темпти и его союзников «воинов племени су» (то есть субареев). Ур был захвачен и сильно разрушен эламитами, которые тогда были союзниками амореев. В дошедшем до нас источнике, шумерской летописи «Плаче о гибели Ура», рассказывается что город был поддожен эламитами и полностью разграблен:
«людьми, а не черепками покрыта окрестность, стены зияют, дороги и ворота завалены телами, на улицах где собирались веселые толпы, лежат трупы».
Ибби-Суэн в цепях был уведён в Элам.
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Шумер, Египет и Русь. Начало Руси 21 век до н.э.