Вдохновленный чтением одной энциклопедии по символам Японии и их интерпретации, захотелось написать про вещи, описанные в ней, в чем их сущность, особенность и как их понимают на данный момент.
В данных статьях периодически будут приведены прямые цитирования. Целью этого написания является распространение информации о заинтересовавшей стране, её быте и культуре.
Император
Одним из важнейших символов государственной власти в Японии является император. Начнём с особенностей: удивительным является тот факт, что правящая династия не прерывалась уже более 1500 лет. император, в отличие от европейских монархов, всех японских семей, домов, кланов и родов не имеет фамилии– для Европы немыслимая вещь. А суть этого явления была в том, что положение императора настолько привычно жителям Японии и оно настолько прочно, что потребности в фамилии просто не было.
Статус японского императора был далек от тех же всесильных европейских монархов, которые приняли тот же титул. Он также обладал священностью, но отличной от других. В этом плане император представлялся как синтоистское божество, которое, по правилам, не изображалось или изображалось в малой степени. В следствии этого, мы имеем довольно мало информации, помогающей в создании образов японских правителей.
В глубокой древности правитель Ямато(древнее название Японии) назывался просто "великим господином"(оокими). Раз были господа(кими), то и был великий господин. Следовательно, по значимости правитель был лишь первым среди равных. Но по мере расширения территорий государства, укрепления статуса правящего рода потребовалось символическое оправдание такого статуса. На помощь приходит политико-философская мысль Китая, в которой чрезвычайно подробно разработана проблематика. связанная со статусом правителя и его подданных. Основывалась эта мысль на проецировании даосских представлений на правителя: как Небесного сына(тяньхуань), правящего из небесного дворца и являясь верховным даосским божеством над мудрецами.
Получается, что земной император уподобляется небесному божественному повелителю. Именно поэтому в императорских указах столь часто можно отметить выражение "камунагара" – "являясь божеством"
Атрибутами императорской власти являются меч, зеркало и яшмовая печать.
Обратите внимание: Каменная история Иерусалима, XVI в. Часть 1: Байрам Джавиш.
До китайского влияния роль печати играла магатама– пластина из полудрагоценного камня, выполненная в форме запятой. Все три регалии передаются при вступлении на императорский престол из поколения в поколение.Каждый атрибут власти связан с определенным мифологическим эпизодом.
- Богиня солнца, прародительница императорского рода Аматэрасу, с целью демонстрации чистоты своих намерений перед братом– Сусаноо, надевает ожерелье из магатама.
- Когда Аматэрасу скрывалась в небесной пещере, её выманили оттуда с помощью ритуальных ухищрений, в особенности с помощью бронзового зеркала, в которое, как считалось, должно было "вселиться" божество.
- Меч связан с божеством ветра Сусаноо– именно он, победив змея-дракона, вырвал из его хвоста чудесный меч.
Герб императорского дома– шестнадцати лепестковая хризантема, считавшаяся в китайской, а затем и в японской культуре символом долголетия.
На символику, связанную с императором большую роль сыграли китайские представления, но при этом стоит упомянуть разницу в положении китайского и японского императоров. Императорский род Японии провозглашал своё происхождение от богини Аматэрасу, в то время, как китайцы действовали по принципы "небесного мандата"– кого Небо посчитало избранным, тот и правит.
Вплоть до обновления Мэйдзи(1868–1889) порядок наследования не был определён. Если на данный момент титул передается только по мужской линии, то этого времени императором или же императрицей мог стать любой член правящего рода. Проблема отсутствия наследника всегда решалась тем, что понятие моногамности была чужда высокопоставленным японцам и всегда приветствовалось многоженство.
Вот ещё одна из особенностей, находящаяся в функциях императора. Он, за редким исключением, не обладал полнотой власти, более того никогда не покидал дворца, находясь в сакральном центре. Император участвует в ритуалах как первожрец синто, ему поклоняются как живому божеству, он поддерживает ритуальную чистоту и потому не касается мирских дел. Сам факт нахождения его на престоле является гарантом того, что в стране всё хорошо.
Другими важнейшими функциями являются речевая и "контроль времени". Только от лица императора провозглашались указы и никак иначе. "Контроль" времени заключается в том, что император принимает название (девиз) для своего правления, предполагая будущее время правления: "небесный мир", "вечное процветание". Тем самым он являлся "хозяином" будущего времени и регулировал его ход. Под контролем императора чиновники составляли летописи, фиксируя таким образом прошлое.
И немного о не менее важном аспекте власти в Японии. Её структура на протяжении многих лет такова, что распорядительными полномочиями почти всегда обладал не император, а какой-нибудь другой человек или вовсе институт, что делало тэнно(императора) принципиально неуязвимым для любой критики в его адрес. Людьми, обладающими такими полномочиями в древности были глава рода, поставляющий главных жён императору(вначале это был род Сога, потом–Фудзивара). Позднее это были военные правители–сёгуны, однако они получили формальное назначение государевым указом. В новейшее время эту функцию на себя взяли правительство и парламент.
Можно сказать, что нынешний статус императора как символа единства нации, утвержденный еще в конституции после окончания второй мировой войны, вполне вписывается в исторические реалии. А потому, согласно социологическим опросам, людей, которые выступали бы за отмену института тэнно, чрезвычайно мало.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Символика Японии.Часть первая.Госсударственные символы(Император)..