ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СССР

В одной из бесед с учащимися о роли физической культуры и спорта в жизни человека учитель физкультуры употребил термин «теория и методика физической культуры». После беседы один из учеников спросил: «Какая может быть теория и методика физической культуры? Беги быстрее, чем другие, подними штангу тяжелее, чем соперник, забей на один гол больше в ворота противника-вот и вся теория». Но пробежать быстрее товарища или забить лишний гол - это не так уж просто, как кажется.

Спортом во всем мире занимаются миллионы, а чемпионами и рекордсменами становятся единицы. Без научного подхода к тренировкам нельзя серьезно говорить о больших спортивных успехах Итак, теория и методика физического воспитания - это наука об общих законах управления процессом физического воспитания и развития человека. Необходимо развить у подрастающего поколения двигательные умения и навыки, подготовить его к труду. Теория физического воспитания изучает закономерности управления физическим развитием человека.

Полученные в результате научных исследований данные дают возможность рекомендовать те или иные средства и методы физического воспитания, наиболее подходящие для каждого человека или группы людей, объединенных по возрастным или каким-либо другим признакам. Советская теория и методика физического воспитания имеет особенности, отличающие ее от теорий физического воспитания в капиталистических странах. Она опирается на материалистическую диалектику.

Физическое воспитание рассматривается в СССР не только как средство воздействия на биологическую и психическую сферы человека, но и как явление общественной жизни, изменяющееся и развивающееся в зависимости от исторической обстановки. Советская теория и методика физического воспитания использует данные всех наук о человеке, природе и обществе. Она помогает делу коммунистического воспитания, формирования гармонически развитой личности в условиях развитого социализма и изучает закономерную связь физического воспитания с интеллектуальным, трудовым, нравственным, эстетическим видами воспитания.

Теория физического воспитания пользуется различными определениями и понятиями, связанными с этим процессом. В повседневной жизни мы часто встречаем эти термины, но все же эти понятия необходимо объяснить. Физическое воспитание-организованный и целенаправленный процесс управления физическим развитием и физическим образованием человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и некоторых других средств. Его цель - сформировать такие физические качества и привить такие знания, умения и навыки, которые отвечают требованиям общества или интересам личности. Говоря о физическом воспитании в СССР, мы имеем в виду укрепление здоровья, развитие необходимых в труде качеств и двигательных навыков, подготовку юношей к службе в Советской Армии, формирование личности, достижение советскими людьми физического совершенства.

Физическое развитие-это процессы изменения форм и функций организма. Физическое развитие протекает по биологическим законам, но на нем сказываются и результаты организованного физического воспитания. Именно это направляемое воздействие на развитие организма и является составной частью физического воспитания. Например, сила у человека развивается с возрастом, без дополнительных упражнений. Но если в определенные периоды мы будем специально развивать силовые возможности, используя физические упражнения, то уровень развития силы у такого человека будет, конечно, выше. Таким же образом можно развить и любое двигательное качество- быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Физическое образование-вооружение человека определенными знаниями, двигательными умениями и навыками, умение управлять движениями своего тела. Процесс физического образования тесно связан с процессом физического развития, так как при обучении какому-либо навыку или умению мы в го же время тренируем и соответствующие группы мышц, развиваем соответствующие двигательные качества. Таким образом, управление физическим развитием и физическое образование вместе составляют единый процесс физического воспитания.

Система физического воспитания-это совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания. В систему физического воспитания входят также организации и учреждения, осуществляющие и контролирующие его. В СССР физической культурой и спортом занимаются миллионы. Велики успехи советских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях: Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы. И в этом - доказательство жизненности и правильности позиций советской теории и методики физического воспитания.