Возможен ли мир стимпанка? Часть 1: мы живём в неправильном мире

Что такое стимпанк, он же паропанк, знают, наверное, все. По крайней мере - из числа тех, кто кто имеет общее представление о фантастике.

Паропа́нк или стимпа́нк, (англ. steam + punk, пар + протест, конфликт) — жанр научной фантастики, моделирующий мир, который в совершенстве освоил технологию паровых машин. Как правило, стилизация идет под Викторианскую Англию (XIX век) и эпоху раннего капитализма

Основной элемент этого направления - что описывается мир, в котором царит задержавшийся "век пара": паровые двигатели там, из-за отсутствия двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя, используются и в автотранспорте, а не только на железной дороге. Электричество применяется в редких случаях - или вообще никогда. По меньшей мере - существенно более ограниченно, нежели у нас.

Обычно это подразумевает эстетику викторианско-фандоринских времён и всё, с ней связанное: высокую социальную напряжённость (потому и "панк" - протест), элементы ретрофутуризма и т.п. Но часто к паропанку "в широком смысле" причисляют и смежные жанры - городское фэнтези в викторианском антураже, чистый ретрофутуризм (где, собственно, не "панк", а как раз "романтика") и т.п. Но в основе всегда именно этот историко-технологический фантдоп: задержавшийся "век пара".

Отсюда вопрос: насколько это в принципе реалистично? Не конкретная эстетика: понятно, что она в мире одного и того же уровня развития может быть очень разной - достаточно сравнить архитектуру Средних веков по разным регионам Евразии, при том что в целом общества в смысле развития производительных сил находились примерно на одном и том же уровне развития. Но в принципе: насколько был возможен такой вариант, когда "общество пара" задерживается на долгий срок - более долгий, чем в известной нам технологической истории?

Обычно ответ даётся отрицательный. Но, пожалуй, не стоит с ним торопиться.

Сначала - теория.

Что такое технологические уклады?

Человечество в индустриальный период развивалось в соответствии со сменой одного технологического уклада другим. Традиционно их выделяют пять. Говорят также переходе к шестому, но, честно говоря, тут уже схема даёт некоторый сбой. Но что касается начального периода - тут всё ясно и чётко.

Технологический уклад — это «совокупность взаимосвязанных производств, имеющих общий технический уровень и сопряжённых с ним технологий, развивающихся синхронно».

Первый технологический уклад условно определяется как как "парус - дерево - ветер/вода". Основная энергия - текущая вода или дующий ветер, отчасти - мускульная сила животных и человека. Основной двигатель - парус (ну или лошадь/человек-рабочий - но в меньшей степени). Основной конструктивный материал - дерево и другие природные вещества. Вершина технологий того периода - межконтинентальный парусный корабль.

Основной способ перемещения грузов по суше - баржи, которые тянутся людьми или животными. Для этого, если вам не повезло с речной сетью, необходимо прокапывать каналы и тому подобное. Разумеется, бурлаки как явление просуществовали до начала XX века. Но основой транспортной системы они уже не были (хотя кое-где использовались широко).

Голландская бурлачка, ок. 1900 года. Когда-то примерно так выглядела основная часть транспортной системы...

Второй технологический уклад - "уголь - чугун - паровой двигатель". Тут тоже всё понятно. Уголь - основной энергоноситель. Чугун - основной конструктивный материал. Паровой двигатель - основа транспорта.

Уточняю: для индустриальной экономики ключевое значение имеет именно транспорт. Чем принципиально отличается индустриальная экономика от доиндустриальной? Лишь появлением товарного хозяйства взамен натурального. Различия, в первую очередь, в уровне развития системы путей сообщения. Если в период аграрной экономики - феодальной - в регионе не производится достаточно продовольствия, то неизбежен голод. А период же товарной экономики продовольствие просто будет доставлено с большего расстояния.

Именно поэтому в аграрный период правят бал те, кто контролируют землю, в индустриальной - в конечном счёте те, кто контролируют транспорт. В наше время это приняло форму максимы "нефть - кровь экономики". Ну, а на втором технологическом укладе вместо нефти был уголь.

Также обращаю внимание на то, что технологии связаны друг с другом. Паровая машина подразумевает необходимость производства большого количества металла: она должна состоять из прочных материалов. Чугун вполне подходит. Но для выплавки чугуна нужно очень много угля. Древесного угля в таких количествах в мире нет, поэтому второй технологический уклад подразумевает создание технологии коксования каменного угля.

Разумеется, такие "пороговые" открытия лежат в основе всех технологических укладах, не будем в дальнейшем на это отвлекаться. Просто обращаем внимание на то, что самой идеи паровой машины или чего-то подобного, заброшенной в Средние века, было бы вовсе не достаточно для того, чтобы вызвать технологическую революцию. Нужен был бы ряд дополнительных инноваций.

Следующий, третий технологический уклад определяется как как "электричество - электрифицированные железные дороги - сталь/сплавы".

На железнодорожном транспорте паровозы заменяются электровозами. Электрическая энергия добывается в основном с помощью ГЭС - это одна из ключевых инноваций. Но также в значительной степени и на электростанциях на органическом топливе. Казалось бы, и на втором укладе, и на третьем активно используется энергия горения угля, но это не определяет ситуацию. На третьем используется электрическая энергия: неважно, откуда именно она добывается. В норме в этот период создаются крупные электросети, перерастающие в итоге в общегосударственные, которые и питают транспорт и практически всю инфраструктуру. Как именно вырабатывается электричество - уже второй вопрос. На практике сосуществуют разные формы генерации.

Основной материал - сталь. Вернее, обширная линейка стальных сплавов, для производства которых нужны легирующие добавки. Многие из них получаются с помощью электролиза, то есть существует логическая связь с масштабной выработкой электрической энергии. Также активно используются и другие сплавы, прежде всего - на основе алюминия, который в принципе получается только электролизом.

Четвёртый технологический уклад - это "двигатель внутреннего сгорания - нефть - пластмассы". Взаимосвязь этого всего очевидна: и нефтепродукты, на которых работает ДВС, и пластмассы получаются при переработки нефти.

Обратите внимание: MIT: ядерная энергия является неотъемлемой частью будущего энергетики с низким содержанием углерода.

Основным транспортом называется автомобильный, а ТЭЦ на угле в значительной степени теснятся ТЭЦ на мазуте.

Представления об укладах заметно варьируется в разных источниках, но основной смысл остаётся...

Тут схема в большем масштабе.

Пятый технологический уклад традиционно связывается с развитием информационных технологий - Интернета и тому подобное. В данном случае не всё так просто, но к этому вернёмся чуть позже, пока к не будем забираться так далёко.

Обратим внимание, что, на то, что, по сути, мы рассматриваем вопрос: могло ли получиться так, что второй технологический уклад - "век пара" - задержался бы?

Могло ли выйти так, что, возможно, другие элементы третьего, а то и более поздних технологических укладов возникли бы, а вот именно транспортная основа цивилизации, а по меньшей мере частично - и энергетическая основа - остались на прежнем уровне?

На подобный вопрос основная масса "технарей" - технологов, учёных и вообще, так сказать, здравомыслящих людей скажет, что подобное очень трудно себе представить. Но...

Есть одна проблема.

Мы живём в мире Электропанка

Стимпанк - не единственный "панк", который можно себе представить. Существуют ли попытки "задержать" технологические этапы дизеля ("дизельпанк": нет карбюраторного двигателя"), "клокпанк" (то есть существует сложная механика, но без использования энергии горения топлива) и тому подобное.

Так что прежде, чем отвечать на вопрос о стимпанке, посмотрим: а бывало ли такое, что переход к следующему технологическому укладу задерживался в какой-то сфере? Вроде как вопрос вполне назрел, но "что-то пошло не так"?

В том-то и дело, что бывало. И есть. Мы и живём в одном из "панков". Мы обитаем в мире "электропанка".

Ну в самом деле. Третий технологический уклад в качестве важнейшего пункта включает "электрифицированные железные дороги". Четвёртый технологический уклад же в качестве основы системы путей сообщения подразумевает автотранспорт. Автотранспорт, а не электровозы!

Автодороги проложить намного проще, нежели железные дороги. Они гораздо меньше зависят от электроснабжения и соответствующей инфраструктуры. Расселение людей по стране с опорой на автодорожную сеть оказывается значительно более рациональным. А именно - в намного большей степени соответствует теории Кристаллера. То есть - теории "центральных мест":

...теория центральных мест — это теория, описывающая пространственную иерархию городского расселения, созданная Вальтером Кристаллером...
Центральные места — экономические центры, обслуживающие себя и предоставляющие товары и услуги своей округи, формируя сеть населённых пунктов с доступом к объектам сферы услуг и перемещением между собой.

Расчёт показывает, что оптимизация системы расселения в соответствии с минимизацией затрат времени и ресурсов на транспорт приводит к довольно интересному результату:

Кристаллеровская решетка — сеть центральных мест, покрывающих всю заселенную территорию, и имеющих форму смежных правильных шестиугольных ячеек без просвета. Центры этих ячеек становятся узлами шестиугольной решётки более высокого порядка, а они — узлами решётки ещё более высокого порядка и так далее — вплоть до высшего уровня с единственным центром. Поселения размещаются в форме гексагональной решетки, так как это наиболее эффективный способ для предоставления услуг районам без каких-либо накладок.

Проблема понятна, да? Попробуй проложить такую красивую "снежинку" на основе железных дорог! Многоуровневая гексагональная железнодорожная сеть сразу же столкнётся с практически неразрешимой проблемой транспортных развязок. А вот автомобильные дороги таким образом проложить ничего не мешает.

Собственно, "кристаллеровская решётка"...

Почему же у нас дело обстоит иначе? Ведь до сих пор в России, Европе или Китае расселение опирается на ж/д сеть, которая является основой сухопутной части системы путей сообщения.

Но ведь не везде так. Вот, к примеру, Соединённые Штаты Америки - страна повальной автомобилизации! Там всё иначе!

Автомобилизация в США настолько тотальная, что даже общественный транспорт там развит существенно меньше, нежели в Старом Свете. А ведь были иные времена! Были времена, когда США были страной поездов. Железнодорожных линий там существовало какое-то совершенно поразительное количество. Из-за конкуренции там проложили железнодорожных путей куда больше, чем их было объективно нужно. Поначалу по ним ходили составы на паровозной тяге, потом - на электрической. Но...

Но потом был «Великий Рельсовый Погром» 1956–1970 гг.. Половина железнодорожных путей была заброшена. Циклопические развалины вокзалов до сих пор являются достопримечательностями многих городов...

Да, в значительной степени это произошло под лоббистским давлением автопроизводителей. Но сам факт того, что именно их давление оказалось настолько сильным, уже говорит о многом.

Вокзал в г. Баффало...

И вот именно в США действительно система расселения выстраивается в соответствии с теорией центральных мест. И повальная автомобилизация - это вполне нормальное и естественное явление для четвёртого технологического уклада. Вот в США - всё правильно. Так и должно быть.

А вот у нас - во всём остальном мире - ситуация другая. У нас, так сказать, "электропанк": задержавшийся "век электричества" - мечта Жюля Верна. В отношении транспорта даже четвёртый технологический уклад у нас не достроен. Но почему?!

Ответ, в общем-то, очевиден. Потому, что из-за глобального погрома, который в Европе и в Советском Союзе произошёл в годы Второй Мировой войны, на момент, когда нужно было переходить к транспортной системе четвёртого технологического уклада, на это просто не было денег: пришлось остаться на предыдущем уровне.

Метки: #стимпанк , #паропанк , #электропанк , #технологии , #наука и технологии , #наука и техника , #технологические уклады , #паровые технологии , #паровой двигатель , #паромобили

Периодические попытки провести тотальную автомобилизацию и фактически уйти от "диктата" железнодорожной логики в Европе производились, позже отчасти и у нас тоже. Но сейчас, под соусом "зелёных" программ, как раз автомобилизация оказалась под давлением. Так что, наверное, теперь уже и не будет этого. По крайней мере, если говорить об автомобилях на двигателях внутреннего сгорания классического типа.

"Неправильный" мир возможен!

То есть мы живём в определённом смысле не в лучшем из миров. У нас получилось не так, как "должно было быть", исходя из общей логики индустриального развития. То есть мы вынуждены признать, что отставание развития транспортной системы от общего развития индустриальной экономики по меньшей мере вполне возможно.

Мир "электропанка" возможен совершенно точно: мы в нём живём, у нас очень сильны пережитки третьего технологического уклада. Так, может быть, и мир стимпанка - по крайней мере, выстраивание транспорта на основе технологий пара значительно дольше, чем в известной нам технологической истории - тоже возможен?

Как мы видим, никакого принципиального запрета нет. Рассмотрим этот вопрос в следующих статьях цикла. Технологическая ситуация в мире вообще сложна: элементы "электропанка" - далеко не самая вопиющая особенность современности.

См. также

Навигатор по каналу "Море Ясности"

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Возможен ли мир стимпанка? Часть 1: мы живём в неправильном мире.