Солнце медленно встает из Тихого океана, и от его первых лучей вспыхивают ослепительным белым огнем вершины камчатских вулканов. Здесь, у самого края России, на Дальнем Востоке начинается утро нашей великой Родины.
Дальний Восток — это дальние берега России. Два океана — Северный Ледовитый и Тихий — омывают их своими морями. Издавна сюда, на дальние берега нашего государства, влекло русских людей: здесь не было помещиков и крепостной кабалы, а были воля, широкие просторы, богатые пушниной, дичью и рыбой леса и реки.
Перевалив Урал, русские землепроходцы и мореходы шли от реки к реке, по ним выходили к Студеному морю и, пробиваясь во льдах, шли от устья одной великой реки к устью другой реки, продвигаясь все дальше и дальше на восток; голодали и умирали, оседали по берегам рек, строили заимки, зимники, остроги.
В 1639 году отряд Томского казака И. Ю. Москвитина вышел к берегам Охотского моря в районе устья реки Ульи и совершил плавание до реки Охоты и на юг — практически до устья Амура, положив тем самым начало русскому тихоокеанскому плаванию.
В 1648 году русские мореходы С. И. Дежнев и Ф. А. Попов на ночах прошли самый сложный участок в Северном Ледовитом океане от устья реки Колымы вокруг Чукотского полуострова проливом между Азией и Америкой в реку Анадырь.
С основанием в 1649 году Дежневым Анадырского острога начались походы русских людей на юг, на Камчатку. Известно, что в 1657 году русский землепроходец Иван Камчатой был послан с Колымы по Омолону на Пенжину и далее на Гижигу. С Гижиги он ходил на «другое море», на котором имелся «рыбий зуб», то есть моржовая кость. Очевидно, Иван Камчатой ходил на Берингово море и узнал о большой реке, которую позже по его имени русские стали называть Камчаткой.
В 1695 году на Камчатку отправился из Анадырского острога отряд Луки Морозко. Только на следующий год вернулись назад отважные землепроходцы, и вслед за ними в 1696 году в поход на Камчатку ушел большой отряд Владимира Атласова. Во время похода, продлившегося три года, Атласов получил первые сведения о «Курильской земле». В 1700 году на Камчатку был послан отряд Тимофея Кобелева — он был назначен приказчиком этой далекой земли. С ним прибыли Петр и Иван Козыревские (отец и сын). В 1703 году Кобелев послал на восток небольшую партию во главе с Родионом Преснецовым. Преснецов первым из русских увидел прекрасную гавань Камчатки — Авачинскую губу.
В 1713 году, в соответствии с указом Петра I об отыскании морского пути на Камчатку, в Охотск были отправлены опытные архангельские мореходы: Кондратий Мошков, Никифор Треска, Иван Бутин, Яков Невейцын с плотниками и с ними необходимые для постройки судов материалы и инструменты. Начальником экспедиции был назначен якутский казак Козьма Соколов.
Через Якутск мореходы добрались до Охотска, где заложили, а к весне 1716 года построили лодью «Восток», имевшую длину 8,5 сажен, ширину , 3 сажени, осадку 3,5 фута. Первое морское судно, построенное русскими мастерами в Охотске, было прочным, хорошо держалось на волне и слушалось руля. В июне 1716 года «Восток», ведомый Соколовым и мореходами Н. М. Треска и Я. В. Невейцыным, вышел из Охотска в поисках морского пути на Камчатку. Шли в видимости берегов, так как никаких карт не было. Пройдя Тауйскую губу, пересекли Охотское море и подошли к Камчатке в районе реки Тигиль. Спустились до реки Компаковой, где и зазимовали. На следующий год начальник экспедиции Соколов привел лодью «Восток» назад в Охотск. Морской путь на Камчатку был открыт.
23 декабря 1724 года Петр I подписал Указ об образовании морской экспедиции на Камчатку. Начальником экспедиции, получившей название Первой Камчатской, был назначен капитан I ранга В. И. Беринг, а его помощниками — выпускник морской академии лейтенант А. И. Чириков и лейтенант М. П. Шпанберг. В собственноручно написанной Петром I инструкции экспедиции ставилась задача выяснить, соединяется ли Азия с Америкой или они разделены проливом.
Начав свое движение из Петербурга в январе 1725 года, экспедиция через три с половиной года, в июле 1728 года, вышла на построенном в Нижнекамчатске боте «Св. Гавриил» в море и, двигаясь вдоль берега на север, вышла в Чукотское море. Хотя Беринг и не видел противоположного американского берега, он посчитал свою задачу по отысканию пролива между двумя материками решенной и повернул назад.
В марте 1730 года экспедиция вернулась в Петербург, и вскоре Беринг представил Адмиралтейств-коллегий проект новой, Второй Камчатской, экспедиции, которая должна была найти путь из Камчатска в Америку, из Охотска в Японию, пройти и нанести на карту все побережье Северного Ледовитого океана. 28 декабря 1732 года по специальному Указу, подтверждавшему, что «действительно к славе Российской Империи отправлена быть может», новая экспедиция начала свое существование. Начальником экспедиции вновь был назначен капитан-командор Беринг, а его помощниками — капитаны флота Чириков и Шпанберг. На специально построенных судах северные отряды экспедиции под руководством офицеров флота Степана Малыгина, Дмитрия Овцына,
Дмитрия и Харитона Лаптевых, Василия Прончищева, Семена Челюскина, Дмитрия Стерлегова начали опись берегов Северного Ледовитого океана, а восточный отряд Беринга и Чирикова осенью 1737 года собрался в Охотске. Здесь для плавания экспедиции к берегам Америки строились пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел». Капитан флота Шпанберг на построенных здесь же небольших судах отправился к Курильским островам и к берегам Японии, а Беринг направил штурмана Ивана Фомича Елагина в Авачинскую губу для выяснения возможности стоянки кораблей экспедиции. Хотя в Ава-чинской губе уже работали геодезист Иван Свистунов и подштурман Родичев, но они не произвели опись с берега, и не было ясности, могут ли там стоять такие суда, как пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел», имеющие водоизмещение около 125 тонн.
Иван Елагин вышел из Охотска на боте «Св. Гавриил» с наказом капитан-командора: «...а ему, Елагину, в зимнее время на берегу от Большой реки до Авачинской губы берег описать... А в 740-м году весною велено ему ж, Елагину, следовать на Камчатку на боту от Большой реки круг южного Камчатского Угла (мыса Лопатка. — К. Ш.) до Авачинской губы и ту губу вымерить, в какой глубине состоит, и чтоб при той губе построены были для житья служителям жилые покои и для клажи провианта и материалов магазины». Мичман Елагин полностью выполнил поставленную задачу. Уже 16 мая 1740 года он вышел из Большерецка на боте «Св. Гавриил» с командой «служилых и ясашных людей и 10 июня прибыл в Авачинскую губу. Иван Фомич сделал тщательный промер и съемку Авачинской губы и недалеко от камчадальского Аушина острожка, на берегу уютной гавани было «построено камчатскими служителями и ясашными наземцами жилых покоев в одной связе пять, да казарм три, да три амбара в два апартамента». Была составлена и карта Авачинской губы, поразившей моряков своей огромной акваторией, обширными бухтами и гаванями, удобными для стоянки кораблей.
Меж тем в Охотске постройка кораблей экспедиции была закончена, и 8 сентября 1740 года они вышли в море, держа курс к Авачинской губе. Пакетботом «Св. Петр» командовал Беринг, пакетботом «Св. Павел» — Чириков. При проходе Первого Курильского пролива корабли попали в сильный шторм, но выдержали его и благополучно прибыли в Авачинскую губу и встали на якорь в глубине ее в небольшой гавани, на берегу которой мичман Елагин поставил жилье. О гавани же, в которой встали корабли, Беринг писал: «А вышереченная гавонь к отстою в зимнее время морских судов весьма способна, и для того и прибыли во оную гавонь в двух пакетботах со всею командою того же 740-го году октября 6 дня благополучно, где и зазимовали. И оная гавонь названа нами Святых апостол Петра и Павла». А восхищенный Авачинской губой Алексей Ильич Чириков писал, что «по охранению судов оная... весьма способна и можно в ней стоять хотя бы великому флоту...». Названная в честь кораблей экспедиции гавань дала имя городу, а 6 октября (по новому стилю—17 октября) 1740 года стал днем рождения Петропавловска-Камчатского. В память об этом событии при въезде в город установлены две высокие колонны, вершины которых венчают макеты пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел». А в центре города установлен памятник Берингу. Он представляет из себя увенчанную шаром черную колонну на небольшом постаменте. Но это памятник не только основателю города Витусу Берингу, — это памятник затерянным в океане могилам русских моряков, это памятник подвигу русских исследователей Тихого океана.
4 июля 1741 года «Св. Петр» и «Св. Павел» вышли из Авачинской губы для поисков побережий Америки. Корабли следовали раздельно, и первым 15 июля подошел к американскому берегу А. И. Чириков, на второй день севернее, у горы Святого Ильи, к Аляске подошел. Беринг. Пробыв недолго у берегов открытой ими земли, русские моряки повернули назад, к берегам Камчатки. В октябре Чириков вернулся в Петропавловск, а «Св. Петр» Беринга оказался у необитаемого острова, куда и высадился измученный штормами и цингой экипаж. Многие моряки умерли в море, многие — уже на острове, получившем имя Беринга. Умер и сам капитан-командор. Вскоре корабль выбросило на берег. Лишь только в августе 1742 года на построенном из погибшего пакетбота гукоре «Св. Петр» остатки экипажа вернулись в Авачинскую губу. Великое географическое открытие, оплаченное жизнями русских моряков, было совершено.
Вскоре Петропавловск стал базой для подготовки промысловиков-охотников к морским походам на Командорские острова и далее к востоку, что привело к открытию Алеутских островов, их освоению, освоению Аляски и присоединению их к России под названием Русской Америки. В конце XVIII века на Аляске создается Российско-Американская компания, одним из основателей которой был Г. И. Шелихов. Петропавловск стал воротами в Русскую Америку.
В 1779 году в Авачинскую губу вошли корабли третьей кругосветной экспедиции Джеймса Кука, погибшего перед этим на острове Овги (Гавайские острова). Корабли вел капитан Чарлз Кларк. Через два месяца экспедиция англичан снова возвратилась сюда с Чукотки, чтобы похоронить капитана Кларка, умершего в Беринговом море. Небольшой надгробный обелиск, расположенный в центре города, напоминает жителям об этом событии. А восемь лет спустя порт принимал знаменитого французского мореплавателя Лаперуза, и отсюда Лаперуз ушел в свое последнее плавание... В городе находится единственный в мире памятник, сооруженный в его честь.
В июле 1804 года в Петропавловск прибыл флагман первой русской кругосветной экспедиции шлюп «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна. Корабли экспедиции «Надежда» и «Нева» (командир — Ю. Ф. Лисянский) положили начало кругосветным плаваниям отечественного флота. В Петропавловск приводил свои корабли «Диану», а затем «Камчатку» В.М. Головнин; сюда приходили О. Е. Коцебу, М. Н. Станюкович, Ф. П. Литке, Г. И. Невельской.
Город строился, налаживалось рыболовство, пушной промысел, земледелие; строили мирную жизнь, учились жить с соседями. Но вскоре наступила пора защищать уже ставшую родной камчатскую землю. А земля эта манила своими богатствами и англичан, и французов, и японцев. Отстаивая родную землю от иноземных захватчиков, русские воины, и прежде всего моряки, вписали новые яркие страницы в героическую летопись нашей Родины.
В ходе Крымской войны 29 августа 1854 года в Авачинскую губу вошли корабли объединенной англофранцузской эскадры под командованием контр-адмирала Прайса. Шесть кораблей противника имели 2200 офицеров и матросов, 500 солдат морской пехоты и 212 крупнокалиберных орудий. Им противостояли защитники города под командованием генерал-майора В. С. Завойко в составе 988 человек, включая экипажи фрегата «Аврора» (командир — капитан-лейтенант И. Н. Изыльметьев) и всего 68 орудий, установленных на шести батареях. Проведя рекогносцировку, 5 сентября противник повел решающий штурм города, но потерпел полное поражение. Потеряв ог?оло 400 человек убитыми и ранеными, включая контр-адмирала Прайса, застрелившегося перед боем, противник спешно покинул Авачинскую губу. Русские потеряли в бою 30 человек. Их похоронили в братской могиле, у которой позднее был поставлен памятник «Часовыя». А на вершине горы Никольской, где кипел жаркий бой и решалась судьба города, воздвигнут обелиск «Слава». К 100-летию обороны города поставлен памятник героической третьей батареи, которой командовал погибший в бою лейтенант А. Максутов.
С окончанием Крымской войны, и особенно после продажи царским правительством в 1867 году Русской Америки, Петропавловск начал терять свое значение и приходить в упадок. В годы установления Советской власти на Дальнем Востоке петропавловцы живо откликнулись на события Великого Октября. Созданные партизанские отряды вели борьбу с белогвардейцами, противостояли захватническим планам Японцев, вошедшим на своих кораблях в Авачинскую губу. Но те и другие вынуждены были покинуть Камчатку, и 10 ноября 1922 года красные партизаны заняли Петропавловск, навсегда ставший советским.
Город рос вместе со страной. Но жил город тревожно, как пограничник: ведь от Японских баз Камчатку отделял всего-навсего неширокий Первый Курильский пролив...
В годы Великой Отечественной войны город самоотверженно работал, чтобы своим трудом приблизить день победы. Отсюда, из Петропавловска-Камчатского, в 19.42 году для усиления Северного флота ушли подводные лодки Л-15 под командованием капитан-лейтенанта Б. И. Комарова и Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова. Л-15 благополучно прибыла на Северный флот, где отважно действовала против фашистских кораблей, а Л-16 была потоплена на переходе «неизвестной» подводной лодкой. Изучая действия подводных лодок Японии, можно прийти к выводу, что Л-16 была потоплена японской подводной лодкой И-25, но ведь Япония официально соблюдала нейтралитет... Подводникам, погибшим на Л-16, благодарные петропавловцы поставили памятник. Он создан по проекту флотского скульптора А. И. Соловьева.
9 мая 1945 года победой над фашистской Германией закончилась война в Европе, но на Тихом океане еще шла война между Японией и нашим союзником США.
Верные своему союзническому долгу и стремясь к быстрейшему окончанию второй мировой войны, Советское правительство объявило о состоянии войны с Японией с 9 августа 1945 года. Частям Советской Армии противостояла полуторамиллионная группировка сил, основу которой составляла квантунская армия, расположенная в Маньчжурии. На Южном Сахалине и Курильских островах находилась стотысячная японская армия.
Личному составу Петропавловской военно-морской базы и Камчатскому оборонительному району (командир — генерал-майор А. Р. Гнечко) была поставлена задача — во взаимодействии с частями 2-го Дальневосточного фронта овладеть северными островами Курильской гряды: Шумшу, Парамушир, Онекотан. Операция была проведена дерзко, решительно и смело. При штурме острова Шумшу особенно отличились военные моряки, а коммунист старшина 1 статьи Николай Вилков и комсомолец матрос Петр Ильичев повторили подвиг Александра Матросова: они закрыли своими телами амбразуру вражеского дота, чем обеспечили успех атаки наступающим десантникам. Им посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Много воинов отдало свою жизнь в боях за счастье народа.
В центре Петропавловска-Камчатского установлен обелиск воинам Советской Армии и Военно-Морского Флота, погибшим в 1945 году при освобождении Курильских островов.
Красив, как красива сама Камчатка, современный Петропавловск. На несколько десятков километров раскинулся город вдоль Авачинской губы, одной из лучших гаваней мира. Белокаменный и многоэтажный, он легко поднимает свои улицы на склоны сопок Мишенной, Петровской и Никольской, а новостройки уже шагнули в даль от моря. И еще одна особая примета города — новые заводы и мощный морской и рыболовецкий флот, золотые звезды героев на груди лучших людей, университетские и институтские дипломы юношей и девушек, родившихся на этой легендарной земле. За городом блистают своими снеговыми вершинами вулканы Корякский, Авачинский и Вилючинский. Они и сегодня те же, какими увидели их когда-то моряки «Св. Петра» и «Св. Павла».
Петропавловск-Камчатский — это город русских мореходов, город рыбаков, моряков и пограничников, город с героической историей. Город науки, город-труженик, центр судоремонтной и рыбообрабатывающей промышленности. За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и отмечая их заслуги в становлении и укреплении Советской власти на Камчатке, Петропавловск-Камчатский в 1972 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Полный силы и красоты встречает Петропавловск-Камчатский свое 250-летие.