Если кто-то интересовался историей метро, то знает, что первая в мире линия метро открылась в 1863 году в Лондоне. В Нью-Йорке первая линия метро появилась ненамного позже, в 1868 году - но эта линия была надземной, а первые подземные участки, как пишут все энциклопедии, появились только в 1904 году. Но так ли это на самом деле?
Оказывается, история метро в Нью-Йорке началась гораздо раньше, но почему-то даже сами американцы не связывают эту ее часть с «официальной историей». Но даже знаменитый Илон Маск сейчас пытается сделать со своим проектом Hyperloop примерно то же, что и некий местный бизнесмен Альфред Бич в далеком 1867 году.
Предпосылки появления метрополитена в таком крупном городе были стандартными — переполненность улиц людьми и различными видами транспорта. Решить эту проблему можно по-разному — даже в Нью-Йорке, как мы видим, официально начали строительство эстакады, то есть увели поезда с улиц вверх, а не вниз, под землю.
Незадолго до этого, однако, в Нью-Йорке появилась линия метрополитена, которая могла бы стать родоначальницей местной подземки — но не стала. И можно себе представить, какими в этом случае были бы местные подземные дороги. Хотя судьба этого проекта на деле сложилась плачевно - от элегантного аттракциона до склада винных бочек.
Альфред Бич фактически мог создать «демонстрационную версию» метро таким, каким он его видел, если бы у него была возможность полностью реализовать проект. Все отличия проекта заключались в том, что Бич не планировал запускать паровозы под землей, как это сделали в том же Лондоне.
Как инженер он предложил построить пневматическую трубу для той же цели — и обе идеи он подсмотрел у англичан, но решил соединить их таким образом и создать что-то свое. По иронии судьбы, ему разрешили построить трубу — но только для авиапочты, а не для перевозки людей.
Правдами и неправдами он выбрался, простроив довольно широкий тоннель, можно только догадываться. Но он сделал - так появился этот аттракцион под названием Beach Pneumatic Transit.
Альфреду Бич потребовалось всего 58 дней (и 350 000 долларов личных сбережений), чтобы вырыть и оборудовать 95-метровый туннель. Подземный путь проходил под Бродвеем, а единственная станция, как оказалось, находилась в подвале магазина одежды на углу Бродвея и Уоррен-стрит.
Обратите внимание: Недружественные США государства сейчас чрезвычайно заинтересованы в поставках IT-продукции из России.
Сам туннель доходил до Мюррей-стрит, но станции там не было.Да, именно поэтому проще назвать это аттракционом — на первом прототипе нью-йоркской подземки нельзя было никуда уехать. В туннеле размещался только один вагон, который приводился в действие вентилятором, толкавшим вагон по рельсам сначала в сторону, а затем назад.
Так что люди выходили на том же месте, где и садились, как на каруселях в парках развлечений. Станция была обустроена соответствующим образом – фрески на стенах, красивые стулья, статуи, пруд с золотыми рыбками и даже рояль, обеспечивавший музыкальное сопровождение этому «светскому действу» под землей.
Кстати, оформлена машина была ничуть не хуже — в ней помещалось 22 человека, а интерьер позавидовал бы нынешним автомобилям премиум-класса — плюшевые сиденья, деревянные шкафы, лампы и, кажется, даже зеркала. Говорят, что буквально за пару недель после его открытия, по разным оценкам, в первую «подземку» устремилось до 400 тысяч человек. Билет на человека стоит 25 эре.
Считается, что через некоторое время аттракцион надоел ньюйоркцам, и отчасти это послужило причиной его дальнейшего провала. Но на самом деле Альфред Бич получил от властей разрешение на продолжение работ — несмотря на противодействие со стороны, например, владельцев недвижимости и магазина на Бродвее, опасавшихся, что рытье туннеля повредит дома.
Кроме того, в это же время уже строилась такая же эстакада для наземного метро. Когда разрешение было получено, случился финансовый кризис и Альфред Бич не смог найти денег на продолжение работ. Это привело к тому, что проект просто разорился — какое-то время арендованный туннель использовался как тир и как склад для винных бочек.
Но со временем, после смерти Альфреда Бича в самом начале 1896 года, его туннель просто застроили и забыли. Кроме того, через 2 года сгорело здание, в подвале которого находилась станция с пианино и золотыми рыбками.
Как известно, подземный метрополитен появился в Нью-Йорке — за «подземками», как оказалось, было будущее всех крупных городов мира. Говорят, что в 1912 году, когда рабочие рыли новый тоннель метро, они были очень удивлены тем, что нашли под Бродвеем. И даже нашли там остатки единственной кареты и даже сохранившееся пианино.
Больше интересных статей здесь: Технологии.